Конкурентная Вселенная

14 июля 2015 года 25-летний юбилей отметили антимонопольные органы России. Их создание в системе исполнительной власти уже в 1990 году было настоятельным требованием зарождающейся рыночной экономики. В тогда еще Советском Союзе существовал ряд крупнейших государственных монополий, в первую очередь, естественных, над которыми необходимо было наладить жесткий контроль и перевести их в конкурентное состояние для того, чтобы выполнялась главная задача – развитие рынка. Что-то удалось сделать, как например, реформировать ОАО РАО «ЕЭС России», а что-то нет; с течением времени менялись задачи антимонопольной службы, их становилось и становится все больше – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Вадим Владимиров в шуткусвязывает это обстоятельство с расширением Вселенной.

 

В каждой шутке есть доля истины, и к космосу антимонопольные органы тоже имеют отношение: в Центральном аппарате ФАС России, например, есть даже отдельное Управление контроля авиационной, ракетно-космической и атомной промышленности. Вадим Валерьевич поведал «Бизнес Дневнику» о достижениях и будущих задачах службы на поприще защиты честной конкуренции.

Вы в системе антимонопольных органов уже почти 10 лет. Что можно назвать в качестве достижений ФАС?

 

Очень серьезным испытанием для нас явилось вначале внедрение Федерального закона о размещении заказов (94-ФЗ), а затем с 1 января 2014 года – Федерального закона о контрактной системе (44-ФЗ). Мы контролируем их исполнение, и хотя остается много проблем в этой части, у нас есть определенные достижения. Благодаря работе органов исполнительной власти РФ на всех уровнях, начиная от органов местного самоуправления и заканчивая федеральными структурами, сейчас функционирует единая система закупок по всей стране.

 

С появлением сайта zakupki.gov.ru вся страна оказалась в одной информационной системе, то есть даже в самом отдаленном муниципальном органе местного самоуправления есть компьютер с доступом в Интернет, аппаратные и программные продукты, которые позволяют участвовать в закупках.

 

Процесс абсолютно прозрачен, то есть любой человек может зайти на сайт, посмотреть ту или иную закупку и пожаловаться нам на нее.

Нам это, конечно, прибавляет работы, поскольку пожаловаться может любое лицо, а мы обязаны рассмотреть каждую жалобу, если она составлена в соответствии с требованиями закона.

Прозрачность – это огромное достижение, и общественный контроль здесь проявляется в полной мере. Каждый чиновник теперь находится под пристальным вниманием, и мы считаем, что это очень хорошо.

 

К достижениям ФАС России относится и введение конкурентных мер в тех областях, которые раньше были вообще вне конкуренции. Речь идет о передаче прав собственности на государственное имущество, аренде лесных, земельных участков, рыбохозяйственных угодий, городского имущества – все это сейчас должно проводиться только на торгах. Введение Федерального закона о закупках отдельными видами

юридических лиц (223-ФЗ) позволило вменить основные стандарты этих закупок субъектам естественных монополий и всем юридическим лицам, доля государства или муниципалитета в которых составляет более половины. Они все должны теперь торговать не как хотят, а по 223 Федеральному закону, то есть опубликовав свою торговую политику. В естественных монополиях сосредоточены огромные средства, по сути, народные, и им нельзя позволить закупать так, как они себе это отчасти представляют.

 

У нас есть успехи и в борьбе с картелями. Картельный сговор – одно из самых серьезных нарушений в антимонопольной сфере. Недаром 178 статья Уголовного Кодекса Российской Федерации – единственная криминальная статья, которая преследует участников картельных сговоров, нарушивших антимонопольное законодательство. За такое преступление предусмотрено до 7 лет лишения свободы.

 

Мы за 2014–2015 годы раскрыли четыре сговора на электронных торгах. Это вид антиконкурентного соглашения, когда между собой договариваются участники торгов – с виду конкуренция, а на деле мошенничество. Эти дела достаточно сложны в доказывании, но нам удалось это сделать благодаря методической помощи Центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы, где существует целое Управление по борьбе с картелями, с которым мы консультируемся.

 

Традиционной уже стала, к сожалению, борьба с антиконкурентными действиями органов власти, которые по всей стране нарушают Закон о защите конкуренции. Это проявляется, например, в незаконном предоставлении государственных преференций тому или иному хозяйствующему субъекту, в принятии актов, препятствующих развитию конкуренции. Я понимаю, чиновники хотят как лучше, как эффективнее. Контролировать и руководить одним крупным государственным предприятием гораздо удобнее и легче, но это порождает монополистическую деятельность, уверенность в том, что тебя никто с места не сдвинет, вследствие чего происходит и необоснованный рост цен, и снижение качества услуг.

 

Как соблюсти баланс между требованиями к безопасности и управляемости таких стратегически важных для города объектов, как, например, транспортная сеть, и необходимостью привести их к рыночному состоянию? Так ли уж плохи здесь естественные монополии?

 

Естественные монополии – это такое состояние рынка, когда конкуренция либо невозможна, либо неэффективна. Вы не будете класть вторую трубу рядом с имеющейся, рыть второе метро (кстати, метро не является субъектом естественной монополии). Но я так отвечу на ваш вопрос: баланс здесь – это мастерство управленца, которое должно быть подправлено необходимостью соблюдения антимонопольного законодательства. Вот возьмем ГУП «Пассажиравтотранс». Неоднократно за прошлый год мы его уличали в нарушениях. Они проводят торги так, как им заблагорассудится, просто потому, что они ГУП. Есть и добросовестные ГУПы, соблюдающие требования закона. Но есть, к сожалению, и другие примеры. Я бы не сказал, что мы ведем с ними борьбу, но мы настойчиво подтверждаем свое требование о демонополизации рынков, в которых есть такая возможность.

 

Мы рассчитываем на внедрение стандарта развития конкуренции. Это такой инструмент, который действует с 2013 года в ряде пилотных регионов, в том числе и в Санкт-Петербурге. Определяется ряд приоритетных для города или субъекта федерации рынков, которым уделяется особое внимание со стороны развития конкуренции именно на них. Затем, по замыслу, они, как локомотивы, должны вытащить всю экономику региона. Санкт-Петербург активно включился в эту работу, и мы совместно с городскими властями, в частности, с Комитетом по развитию предпринимательства, занимаемся этим вопросом.

 

Появились ли в последнее время новые проблемные участки в вашей работе?

 

На нас в конце прошлого и начале этого года свалилась настоящая борьба с ростом цен. Мы были буквально завалены жалобами на их повышение, в основном на продукты питания и лекарства. Надо сказать, что это несвойственная для антимонопольной службы функция, потому что мы имеем право воздействовать на монополистов, а у нас все торговые предприятия на любом рынке работают в условиях острой конкуренции, это касается и сетей, и мелкой розницы – они все конкуренты. Другое дело, что мы можем и должны выявлять картельные сговоры между ними, но следить за уровнем цен, устанавливать определенные границы – это не наша функция. Мы обнаруживаем нарушения в деятельности торговых сетей, касающиеся затруднения доступа на этот рынок и навязывания условий – вот только что оштрафовали «Ленту» за навязывание услуг контрагентам.

 

Сейчас ФАС России внесла законопроект, по которому до 20% всех рекламных конструкций должны быть закреплены за субъектами малого предпринимательства. Плата за аренду одного рекламного места в год для малого бизнеса в Петербурге не должна превышать 800 тысяч рублей.

 

Кто обычно является инициатором обращений в вашу службу?

 

Все: простые граждане, предприниматели, органы власти, прокуратура нас не оставляет без своего внимания никогда. Депутаты – от муниципальных до Госдумы. Дверь в канцелярию не закрывается, потому что всем кажется, что чьи-то права нарушаются. Поэтому мы в своей работе активно опираемся на общественность.

 

При нашем управлении действует Общественный консультативный совет, созданный из представителей общественных организаций, таких как Союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата, Опора России и других. Собираемся примерно раз в квартал, обсуждаем ситуацию с конкуренцией в городе, они нам дают советы. Могу похвастаться – у нас членом консультативного совета является директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, и он даже один раз к нам приходил.

 

Новых задач в этом году прибавилось?

 

С 1 января 2015 года часть полномочий расформированного Рособоронзаказа перешла в ФАС России. В частности, Санкт-Петербургское УФАС контролирует выполнение законов о Рособоронзаказе, о защите конкуренции и о закупках, касающихся Рособоронзаказа, на территории Северо-Западного федерального округа. Это тоже очень большой объем задач, он касается и работы с секретными документами, и анализа такого специфичного рынка, как рынок вооружений и боевой техники. Совсем недавно расформирована Федеральная служба по тарифам, и теперь мы начинаем выполнять функции и этой упраздненной службы. Это логично, потому что субъекты естественных монополий до этого находились под двойным контролем – со стороны ФАС и со стороны ФСТ. Всегда проще работать, когда над тобой один начальник или контролер. Это эффективнее. Мы лучше понимаем, как образуются тарифы, как формируется цена, и постараемся сделать все, чтобы тарифы не повышались, а в отдельных случаях даже понижались. Для того чтобы инвестиционная составляющая в этих тарифах была открыта и понятна, мы будем использовать свои методы анализа рынка, для чего у нас есть опытные кадры и соответствующие наработки. Правда, пока нам людей не добавили, поэтому будем с этими тарифами бороться имеющимися силами.

 

 

Интервью брала Наталья Менцель