Вячеслав Тукаев: Проведём мониторинг цен из-за ограничений на поставки турецких товаров

Стенограмма интервью заместителя руководителя Санкт-Петербургского УФАС России Вячеслава Тукаева на радио "Балтика".

 

АЛЕКСЕЙ ДАНИЛИН: Я представляю вам заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - Вячеслав Тукаев с нами здесь в прямом эфире. Вячеслав Александрович, здравствуйте.

ВЯЧЕСЛАВ ТУКАЕВ: Добрый день.

А. ДАНИЛИН: Есть много тем, которые хотелось бы с вами обсудить. Первая тема, которая тревожит, наверное, всех наших слушателей, - все мы заходим в магазины  - это тревога за цены на товары, особенно в контексте запрета ввоза ряда турецких, например, продуктов. Что сейчас происходит с ценами в петербургских магазинах?

В. ТУКАЕВ: По ценам на продукты питания жалоб поступает мало, но мониторинг в связи с введением ограничений на поставки турецкой продукции в Россию мы будем проводить в обязательном порядке. Не будет большого роста цен в данном направлении. Речь идёт об относительно небольших объёмах, которые поставляли из Турции, и будет замещение из сопредельных государств, в том числе и из России, конечно.

А. ДАНИЛИН: Вячеслав Александрович, а насколько часто подобные рейды, проверки проводят по магазинам, чтобы посмотреть, насколько адекватно растут цены и не сильно ли это ударяет по кошелькам нас, простых потребителей?

В. ТУКАЕВ: Мониторинг цен на продукты происходит постоянно, то есть на протяжении многих лет Антимонопольная служба занимается такой работой. И если вспомнить август 2014 года, что происходило с гречкой, то такой мониторинг происходил, и дошло до того, что какое-то снижение цен мы смогли сделать.

А. ДАНИЛИН: Впереди новогодние праздники. Эксперты говорят, что рост цен на некоторые продукты просто неизбежен. Мне на самом деле интересно понять, где та граница между нормальным повышением цен и когда стоит обратиться в УФАС  с жалобой на необоснованное повышение цен? Потому что создаётся периодически впечатление, что любой продавец может завышать цены на продукты, особенно в зимний период: те же самые цитрусовые, вина газированные. Странная какая-то история ежегодно происходит.

В. ТУКАЕВ: Если слушатели такое увидят, конечно, необходимо обращаться и в правоохранительные органы, и в прокуратуру, и к нам, в Антимонопольную службу. Мы запрашиваем цены как у сетей, которые занимаются розницей, так и у оптовых покупателей, сравниваем все цены, весь процесс ценообразования по любому продукту, по любому направлению. Если мы видим, что ценообразование происходит неравномерно либо оно завышает среднерыночные цены, то возбуждаем такие дела, принимаем решение, возбуждаем административные дела и в случае необходимости, конечно, если есть факты состава уголовных преступлений, передаём документы в правоохранительные органы: Следственный комитет и в МВД по Санкт-Петербургу. 

А. ДАНИЛИН: Давайте пройдём по продуктам, тем более, что новостей на этот счёт тоже много: эта памятная история с маслом «Баба Валя» и «Валио». Был большой спор производителей, вы даже онлайн голосование объявляли: действительно ли жители Петербурга и не только нашего региона видят сходство в упаковке этих продуктов? Потом вы признали нарушение, упаковку изменили до вынесения решения. Чем закончилась эта история?

В. ТУКАЕВ: Дело было интересным, конечно. Если посмотреть в общем, что на одной упаковке масла, которое выпускает компания «Валио», изображена девушка, у компании «Баба Валя», соответственно, бабушка, то можно понять, что нет схожести. Но если посмотреть в комплексе, как она составлена на тот период, любой потребитель видел сходство этих товаров, потому что они сделаны в одинаковом цвете, в одинаковой гамме, размещение композиционное тоже одинаковое. Соответственно, любой потребитель может перепутать и купить не то, что он хотел. Это дело мы рассматривали, отправляли запрос в Роспатент, чтобы уточнить момент схожести данных упаковок. На наш запрос пришёл ответ, что схожесть есть. Помимо этого, конечно, компании сами проводили экспертные заключения, сравнительный анализ, представляли нам на рассмотрение. Понятно, что «Валио», которая была заявителем, которая видит сходство, она сказала, что здесь есть сходство, а компания ООО «Традиция», которая выпускает масло «Баба Валя», указывает, что сходства такого нет. Учитывая все материалы дела, мы всё-таки выявили нарушение, что сходство имеет место. Но уже в ходе рассмотрения данного дела компания «Традиция» неоднократно данную упаковку меняла: вместо «Живая традиция» указали «Мы в России можем всё!». С октября 2015 года данная упаковка ещё претерпела изменение, и уже такого сходства не было.

А. ДАНИЛИН: Вячеслав Александрович, это не единственная история со схожестью упаковки: и про зефир в шоколаде мы нечто подобное наблюдали, и даже до хохломы дело дошло - кого-то заподозрили в производстве фальшивой хохломской поделки. Сейчас есть на рассмотрении вашего ведомства похожие дела?

В. ТУКАЕВ: Конечно, есть.

А. ДАНИЛИН: Может быть, самое яркое припомните, чтобы мы при походе в магазин обратили внимание, что можем купить подделку?

В. ТУКАЕВ: Всегда надо сверять то, что указано на упаковке, с тем, что указано на этикетке, где цена. Бывает, что путают и изготовителей, и производителей, и того, кто представляет эту продукцию для продажи.  

А. ДАНИЛИН: Может быть, тогда какую-то статистику, динамику припомнить: количество подобных дел растёт сейчас или нет?

В. ТУКАЕВ: Практически стабильно. Компаний, которые используют какие-то другие компании для продвижения своей продукции, то есть делают схожий товар со схожим изображением, где-то столько же: 40-50 компаний ежегодно, которые мы выявляем.

А. ДАНИЛИН: Припоминается ещё одна история последних дней: господин Милонов, депутат Законодательно собрания, возмутился рекламой осетинских пирогов с нетрадиционным вкусом. Я напомню слушателям, что в социальной сети в группе компании, которая доставляет эти осетинские пироги, появилась реклама, где две половозрелые женщины обнимаются, всё это сопровождается большой надписью, что пироги теперь с нетрадиционной начинкой. И господин Милонов забил тревогу, собирался он обращаться и в ваше ведомство. Какое-то обращение от Милонова или кого-то ещё поступило, рассматриваете его?

В. ТУКАЕВ: Депутат Милонов периодически к нам обращается, то есть поступают от него документы, заявления, мы их постоянно рассматриваем. Хорошо, что есть такая активная гражданская позиция, но конкретно по осетинским пирогам пока такого заявления у нас не было. Будет - конечно, будем рассматривать, привлекать и Общественный совет по рекламе.  

А. ДАНИЛИН: Заметил он, помнится мне, какую-то порнографическую листовку в Петербурге с рекламой тату-салона. Это обращение тоже к вам не поступало?

В. ТУКАЕВ: По тату-салону не было, был секс-шоп, была «глядь».

А. ДАНИЛИН: Это всё пока на рассмотрении находится, это процесс долгий, насколько я понимаю?

В. ТУКАЕВ: Да, потому что мы запрашиваем документы, выявляем компании, которые являются рекламодателями и рекламораспространителями. Бывает так, что компания, которая эту рекламу изначально распространяет, является на самом деле рекламодателем, заключает договор, и совсем другая компания является распространителем, изготовителем данной продукции. Сначала надо определить круг компаний, которые участвовали в изготовлении и размещении данной рекламы.

А. ДАНИЛИН: Многие рекламные листовки, в том числе и эротических услуг, продажи товаров соответствующего назначения, - это серая расклейка, никакого отношения к разрешённой рекламе не имеет. С серой расклейкой ваше ведомство борется, это в ведении вашего управления?

В. ТУКАЕВ: В целом, надо понимать, где реклама размещена. То, что размещается на рекламных конструкциях, это в ведении Федеральной антимонопольной службы. Реклама, которая размещается на столбах, наклейки какие-то под мостами, на асфальте, - это в ведении ГУ МВД, если на асфальте, - привлекать к административной ответственности, остальная часть - комитет по благоустройству и Городской центр размещения рекламы.

А. ДАНИЛИН: Если говорить о разрешённых рекламных конструкциях, так называемых щитах, наружной рекламе, то как здесь обстоят дела, всё ли спокойно? Был у нас на прошлой неделе председатель комитета по печати и сказал, что 80% вывесок на Невском проспекте - это незаконные информационные и рекламные объявления. Это звучит довольно устрашающе.

В. ТУКАЕВ: Антимонопольная служба в этом году рассматривала дела в отношении комитета по печати и Городского центра размещения рекламы. Комитет по печати ведёт большую работу, чтобы согласовать места, где размещать наружную рекламу. В настоящий момент схема, которая была утверждена, будет меняться, анализ комитет уже провёл по городу. ГОСТ, который указывал, где можно и нельзя размещать рекламу, считали то обязательным для применения, то необязательным для применения. Возникли проблемы, и комитет по печати проводил специальную работу, чтобы изучить места, где размещается реклама, и убрать те места, которые не соответствуют ГОСТу. В связи с этим рынок рекламных конструкций претерпевает большие изменения. Было изначально 15 с лишним тысяч мест рекламных конструкций, осталось 9 тысяч, сейчас уже их ещё меньше. Изменения будут в дальнейшем вноситься в схему размещения, и будет новый конкурс для размещения новых мест.

А. ДАНИЛИН: Не создаст ли это проблем в преддверии Чемпионата мира по футболу, потому что, наверняка, масса рекламодателей захотят показать себя во всей красе в центре города?

В. ТУКАЕВ: Мы предполагаем, что эта работа в 2016 году уже будет завершена в полном объёме. Будет определена новая схема, которая соответствует этому ГОСТу, и будет объявлен конкурс на выбор рекламных компаний, которые будут размещать рекламу.

А. ДАНИЛИН: Конечно же, хотелось бы обсудить проверку гостиниц, коль мы с вами затронули тему подготовки к Чемпионату мира. Уже известно, что проверяли вы гостиницы, в 4-х из 135 найдены нарушения, ещё 16 дел вы обещали рассмотреть. Каков статус на сегодняшний день? Что происходит с гостиничным бизнесом, всё ли соответствует звёздности?

В. ТУКАЕВ: Весной 2015 года мы провели такую проверку полностью всей сети гостиниц на наличие категорий звёзд, которые они заявляют, есть они или нет, потому что это приводит к заблуждению потребителей либо иных компаний. Работа ещё не завершена: проверка закончилась, сейчас идёт процесс рассмотрения дел и принятия решений по тем компаниям, которые не имеют документов и не прошли данную процедуру категорирования.

А. ДАНИЛИН: А что это за отели? Это крупные, знаковые отели для нашего города или мелкие гостиницы?

В. ТУКАЕВ: Есть и большие, и маленькие, попадают известные компании, которые в центре города находятся, которые имеют опыт большой, на рынке существуют длительный период, десятки лет, - тоже попадают, что у них отсутствуют документы о наличии категорий звёзд.

А. ДАНИЛИН: А можете назвать хотя бы одну?

В. ТУКАЕВ: На данный момент реклама такая уже снята у этих гостиниц. Когда мы рассматриваем дела, они предоставляют документы, что реклама отсутствует или что они прошли данное категорирование, приносят свидетельство, что у них есть количество звёзд. 

А. ДАНИЛИН: То есть сам факт проверки их исправил?

В. ТУКАЕВ: Да. Мы пришли к тому, что они привели свои документы в соответствие тому, что они размещают в средствах массовой информации. Это положительно. Я думаю, как раз к Чемпионату мира мы эту позицию выровняем.

А. ДАНИЛИН: Конечно, не хотелось бы ударить в грязь лицом перед зарубежными гостями, чтобы уровень отеля соответствовал заявленному - это было бы здорово. Ещё одна история, которая рядом с отелями находится, но пока сказать, что её активно регулируют - такого ощущения не возникает. Это так называемые хостелы - те маленькие постоялые дворы, которые отелями сами себя не называют, но, я так понимаю, попадают под категоризацию?

В. ТУКАЕВ: Да, хостелы тоже являются объектами туриндустрии в полном объёме, они так же несут ответственность за размещение информации на сайтах либо в других средствах массовой информации.

А. ДАНИЛИН: Они слабо себя звёздами награждают. Прелесть хостела в том, что это дёшево, сердито, и изначально потребитель не настроен на то, что там какая-то звёздная категоризация должна быть. Но проверять тоже нужно, речь не только о звёздности идёт. Проверки именно хостелов в преддверии Чемпионата планируются? 

В. ТУКАЕВ: Мы уже провели  проверку и по ним. Тоже они сейчас получают документы. К Чемпионату мира все гостиницы, хостелы, все объекты туриндустрии должны пройти данную процедуру и получить соответствующую категорию, для того чтобы 100% туриндустрии нашего города соответствовали международным требованиям, чтобы мы могли провести этот Чемпионат мира. Это прописано как в законе Российской Федерации, так и в указе президента о том, что такую подготовку нужно провести.

А. ДАНИЛИН: Можем ли мы уже сейчас прогнозировать рост цен на услуги гостиниц и хостелов в контексте проведения этого крупного спортивного мероприятия?

В. ТУКАЕВ: Рост цен, мне кажется, всё равно неизбежен. До 2018 года в связи с инфляцией и так далее какой-то рост цен произойдёт, но я не думаю, что он будет таким великим. Мы этот момент всё равно отслеживаем, проводим мониторинг цен по всем направлениям, в том числе и в гостиничном бизнесе.

А. ДАНИЛИН: То есть резкого скачка цен на гостиничные услуги не допустите?

В. ТУКАЕВ: Да, будем стараться, чтобы его не было, будем привлекать к любой ответственности компании, которые нарушают требования.

А. ДАНИЛИН: Ещё одна тема, которую можно назвать горячей: Федеральная антимонопольная служба выступила за продажу алкоэнергетиков по всей стране. Произошло это около месяца назад. Снова напомнила всем, что запрет напитков в отдельных регионах нарушает положение Конституции России о единстве экономического пространства, о свободе перемещения товаров. Если убирать с рынка какой-то вид алкогольной продукции, говорят в ФАС, то делать это стоит на территории всей страны. Как у нас с этим обстоят дела, в Петербурге? 

В. ТУКАЕВ: Правильно вы сказали, что невозможно ограничить рынок и запретить продажу в отдельных субъектах, потому что у нас действует рынок на территории всего государства, тем более в стране много крупных компаний, которые имеют целую сеть по всей стране, в том числе по продаже продукции в розницу. То есть какие-либо запреты должны либо решаться в рамках всего государства - ограничение употребления этих энергетиков, так сказать, соблюдение здоровья нации, либо не приниматься нигде. Это комплексно должно решаться.

А. ДАНИЛИН: Ведь получается странная ситуация. С одной стороны, Петербург входит в число регионов, где запрещено продавать алкоэнергетики, - я напомню, что в 38-ми регионах Российской Федерации продажа этих напитков запрещена, - с другой стороны, ФАС говорит о том, что этот запрет незаконный.

В. ТУКАЕВ: К нам таких жалоб не поступало, мы этот вопрос и не рассматривали. В общем по стране ситуация такая: либо по всей стране вводится запрет, либо он не может быть введён в отдельных субъектах.

А. ДАНИЛИН: Я правильно понимаю: если продавец обратится к вам и скажет: ко мне приходит правоохранитель и говорит: снимай с полки вот этот алкоэнергетик, или: оплати штраф за продажу этого алгоэнергетика, то вы вмешаетесь в ситуацию и встанете на сторону продавца?

В. ТУКАЕВ: Сейчас не готов сказать, потому что каждый случай индивидуален: какая документация, есть ли запрет, в какой период времени это происходит, кому продаётся данный товар.

А. ДАНИЛИН: Пока ещё единой выработанной позиции, я так понимаю, нет?

В. ТУКАЕВ: Пока нет. Это пока было мнение Федеральной антимонопольной службы, заявление, которое озвучил её руководитель Игорь Юрьевич Артемьев. Каких-либо разъяснений, приказов пока не было.

А. ДАНИЛИН: А если не поступит, вы запросите разъяснения у федералов?

В. ТУКАЕВ: Конечно, будем запрашивать в Москве и действовать.

А. ДАНИЛИН: Ещё одна история, с которой связана Федеральная антимонопольная служба, - это анонсированное первым вице-премьером Игорем Шуваловым создание специального органа при Федеральной антимонопольной службе по контролю за деятельностью авиаперевозчиков. Вот о чём говорил господин Шувалов: «Трансаэро» с рынка уйдёт, маршруты получат другие перевозчики, лучшая часть авиапарка будет передана другим компаниям, люди никаким образом не пострадают, будет осуществляться перевозка, и за этим должен следить новый орган, который создан в Федеральной антимонопольной службе.

В. ТУКАЕВ: Цены на авиаперевозки мы и так отслеживаем ежегодно и постоянно. Но когда банкротятся авиакомпании, большие корпорации, которые имеют целый парк самолётов, банкротится чуть ли не в один день, как мы узнаём из средств массовой информации в дальнейшем, - как простые потребители, что им делать в дальнейшем, как осуществлять свои перелёты? В связи с этим был создан новый орган для аккумулирования, скажем, результатов мониторинга по всей стране, чтобы понимать уровень цен, потому что фактически, если взять железнодорожные и авиаперевозки, очень большой объём ценообразования, стоимости билетов: он может доходить до тысячи, до двух тысяч. Из Санкт-Петербурга в Москву долететь в одну сторону одна цена, в другую сторону другая цена. Почему - никто понять не может. 

А. ДАНИЛИН: Я так понимаю, это задача этого нового органа.

В. ТУКАЕВ: Да.

А. ДАНИЛИН: Это орган федерального значения, или у него будет региональное представительство?

В. ТУКАЕВ: Пока не скажу, потому что нам тоже никаких документов не поступало, и решений таких не принято. В этом году 1 января нам передали государственный оборонный заказ и летом передали функции Федеральной службы по тарифам. Если будут переданы на территориальные управления ФАС России полномочия по решению вопросов по авиаперевозкам, конечно, мы будем тоже решать.

А. ДАНИЛИН: Спасибо вам за разъяснения, которые вы нам сегодня дали, даже успокоили где-то, во всяком случае по поводу стоимости гостиниц в преддверии Чемпионата мира и неповышении цен на продукцию в связи с антитурецкими санкциями. Напомню, у нас в гостях был заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Вячеслав Тукаев. Вячеслав Александрович, спасибо и до встречи.

В. ТУКАЕВ: Спасибо вам! Слушайте «Радио Балтика»!