Поединок брони и снаряда

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Статс–секретарь — заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрей Цариковский, выходец из Петербурга, хорошо известен местному деловому сообществу. Он занимает пост заместителя руководителя ФАС с 2004 года (с 2006–го — статс–секретарь, заместитель руководителя), а до этого работал в Законодательном собрании Петербурга, затем возглавлял аппарат первого вице–губернатора — председателя комитета финансов администрации города.

В рамках круглого стола, организованного газетой "Деловой Петербург", Андрей Цариковский встретился с петербургскими предпринимателями. Участники обсуждали монополизацию отдельных отраслей, проблемы малого бизнеса, борьбу антимонопольных служб с недобросовестными подрядчиками и заказчиками.

 

 

Как научить местных подрядчиков и заказчиков строго соблюдать рекомендации ФАС?

 

— Во–первых, штрафовать. Да, штрафы небольшие — до 50 тыс. рублей, но чиновники регулярно допускают одни и те же нарушения. Например, в одном из федеральных министерств чиновник допустил около 100 нарушений, и штраф соизмерим с его зарплатой года за полтора.

Кроме того, вскоре будут изменения в КоАП, по которым за невыполнение предписаний ФАС лица, замещающие государственные должности, ожидает дисквалификация. Это послужит хорошим стимулом, чтобы соблюдать закон.

Мы также тесно сотрудничаем с правоохранительными органами. Потому что нарушения бывают разной степени тяжести. И если кто–то ворует, то еще товарищ Жеглов говорил: "Вор должен сидеть в тюрьме".

Мы также ведем много судебных процессов, отстаивая свои позиции. Моя любимая фраза: "Увидимся в суде". К сожалению, часто судейский корпус в регионах находится под давлением местных администраций, которые утверждают, что якобы нарушения происходят, но это для общего блага. Из этого следует страшная вещь: мы начинаем жить по понятиям, а не по законам.

 

Борьба с монополиями на петербургском рынке: в частности, в строительстве метро задействована единственная компания на рынке.

 

— Мы относимся крайне негативно к любым монополиям. Да, эти компании — профессионалы и хороши в своем деле, и, когда городские власти думают о надежности исполнителя, это тактический выигрыш. Но стратегически это проигрыш. Но, например, в том, что касается строительства метро, ситуация меняется. Я понимаю, что в районе "Площади Мужества" в работах надо уходить глубоко под землю, для чего нужны определенные навыки и инструменты. Но сейчас метро идет в новые районы города, где можно строить надземные пути, как в Москве.

 

Как заказчики отсеивают "нежелательных" участников — оценка репутации, объединение однотипных работ для укрупнения его стоимости — и как с этим бороться?

 

— Крайне сомнительным кажется вопрос репутации, к которой часто апеллируют заказчики. Мы понимаем, что необходимо отсеивать непрофессиональных участников. Но как можно измерить деловую репутацию? Вот судимость — вещь измеримая, а репутация — нет. И получается, что многие решения по форме принимаются верно, а по сути — полное издевательство.

В объединении работ в один лот есть определенная логика.

Например, речь идет о строительстве дороги со сложными техническими сооружениями. Дорога в таком случае выставляется на аукцион, а технические сооружения — на конкурс.

Дороги строят одни, технические сооружения — другие. Был случай, когда дорогу с двух сторон строили разные подрядчики и разошлись метра на три. И что в этом случае делать? Это вопрос, который требует изменений в законодательстве.

Есть еще одна любимая история заказчиков — это "заточка" документации. Был случай, когда государственная компания заказала сувенирные пакеты на миллионы рублей и прописала в документации определенное содержание в составе этих упаковочных пакетов свинца. Понятно, что этот конкурс объявлен под специального заказчика.

Таких случаев очень много. С другой стороны, если все не расписать в документации, то потом не будет возможности предъявлять претензии к исполнителю. Это поединок брони и снаряда.

 

Об участии малого бизнеса в закупках и конкурсах.

 

— Сейчас правительство России крестом и мечом загоняет заказчиков к закупкам у малого бизнеса, и это стратегически правильно. Но мы вынуждены для этого идти на искусственные меры, создавая квоты. Эта система до сих пор несовершенна, часто госкомпании отдают на откуп заказы "дочкам" и однодневкам. К сожалению, к этому тяжело придраться, потому что в законе детали по закупкам у малого бизнеса не прописаны. Но я считаю, что ловушки с аффилированностью нужно убрать. Как показывает практика, госзаказчики часто выбирают крупного подрядчика, а те в свою очередь привлекают "свои" компании. То есть получается, что до реальных субъектов малого предпринимательства деньги не доходят.

 

О последствиях объединения ФСТ и ФАС.

 

— Присоединение службы по тарифам к федеральной антимонопольной службе было непростым процессом. Мы пошли по сложному и мучительному пути, когда создали единую систему управления, соединив антимонопольную и тарифную составляющие, потому что это звенья единого процесса. Безусловно, это имеет позитивные последствия. Больше механического повышения тарифов не будет, и монополисты это понимают. Им необходимо снижать тарифы, уменьшая издержки. Повышать их можно только в разумных пределах. Изменение тарифа вверх возможно только в случае, если выгоду приобретает общество, а не монополист. Это наше четкое тарифное правило. Мы даже придумали ему шутливое название — тарифы в обмен на инвестиции.

 

О перспективах объединения региональных служб по тарифам и территориальных органов ФАС.

 

— На региональном уровне объединение в единую систему имеет как свои плюсы, так и минусы. Минус заключается в том, что в каждом регионе есть своя специфика, свои правила игры, и региональные службы в этом плане могут быть более гибкими. Плюс в том, что объединенный тарифный орган может эффективнее формировать единую тарифную политику, общий подход к регулированию.

 

О будущем регулирования.

 

— В ходе Петербургского международного юридического форума премьер–министр Дмитрий Медведев говорил, что мы должны переходить к мягкому регулированию, не пытаясь прописать в законе абсолютно все, но следуя разумным требованиям. В поправках к 223–ФЗ прописаны положения из Стандарта закупочной деятельности, который разработан антимонопольной службой и которому уже следуют крупные корпорации России. Там речь идет о саморегулировании, когда заказчики вводят его, не дожидаясь пугачевского бунта со стороны подрядчиков. Да, тогда они проигрывают в тактике, но выигрывают в стратегии. За мягким регулированием будущее.

Руководитель Санкт-Петербургского УФАС Вадим Владимиров:

"Метрострой" действительно занимает доминирующее положение на рынке строительства метро, и он действительно обладает всеми возможностями для строительства. Позицию городской власти в какой–то степени можно понять. Качество, выполняемость, надежность, безопасность — об этом регулярно говорит губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. Но в то же время мы видим, насколько быстро растет московский метрополитен по сравнению с петербургским, в том числе и потому, что на столичном рынке есть конкуренция, которой нет у нас. Поэтому практику ежегодного выбора одной и той же компании нужно прекращать. Если это можно назвать выбором.

Подобная ситуация есть и на других рынках. Например, в мостостроении. Монополизация отрасли всегда в перспективе губительна, хотя в тактическом измерении и может — во многом иллюзорно — принести какие–то плоды. По установленным правилам, жалобы на закупки, начальная (максимальная) цена которых больше 1 млрд рублей, рассматривает Центральный аппарат ФАС России. Поэтому жалобы на конкурсы по строительству тех или иных станций рассматривает ФАС России, а, например, конкурсы по инженерной подготовке территории для строительства объектов новых станций метро — петербургское УФАС.