Решение по жалобе Санкт-Петербургского филиала ОАО «СОГАЗ»

Номер дела: Т02-434/14
Дата публикации: 14 ноября 2014, 12:28

07.11.2014 № 02/26224

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-434/14

 

 

07 ноября 2014 года                                                                      Санкт-Петербург

 

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Яковлев П.В. – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии УФАС;

Даниловская Е.С. - начальника отдела контроля закупок отдельными видами юридических лиц, члена Комиссии;

Малиновский П.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок отдельными видами юридических лиц, члена Комиссии;

C участием представителей:

Санкт-Петербургского филиала ОАО «СОГАЗ» (далее – ОАО «СОГАЗ», Заявитель)

-Соломатин А.Е. по доверенности;

-Евдокимов А.А. по доверенности;

Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Петербургский метрополитен " (далее – Организатор торгов, ГУП «Петербургский метрополитен»):

 -Борисова Т.С по доверенности.

         В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу от 30.10.2014 №24970 ОАО «СОГАЗ» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Петербургский метрополитен» при организации открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию работников ГУП «Петербургский метрополитен» (извещение № 31401555279, далее – Закупка),  заслушав пояснения представителей сторон,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

29.09.2014  года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) опубликовано Извещение                              № 31401555279 о проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию работников ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Извещение), включая Конкурсную документацию для проведения открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию работников ГУП «Петербургский метрополитен» (далее –  Конкурсная документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках ГУП «Петербургский метрополитен» от 26.10.2012 с изменениями в Положение №3,№4,№5 (далее – Положение о закупках) на момент размещения закупки было опубликовано на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках под номером 1120003437.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Предельная стоимость закупки

769 048 800,00  руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

29.09.2014 (МСК)

3.

Дата и время окончания подачи заявок на участие в Закупке
(по местному времени заказчика)

23.10.2014 в 10:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения заявок на участие в Закупке (по местному времени заказчика)

11.11.2014 в 10:00 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок на участие в Закупке

СПб, Московскй пр., д. 30, пом. 138

 

2. В жалобе ОАО «СОГАЗ» указывает на неправомерные действия ГУП «Петербургский метрополитен» при организации Закупки, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении требований к участникам Закупки и установлении подкритериев оценки заявок участников Закупки, которые привели к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Доводы жалобы:

1) «Организатор торгов установил  в ч.4 т.2 Конкурсной документации требование о наличии у участника резервного фонда по рисковым видам страхования не менее 3 000 000 000 (трех миллиардов) рублей, чем нарушил, по мнению Заявителя, принципы информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки в нарушение п.2 ч.1 ст.3 Федерального Закона-№223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2) Организатор торгов установил  в ч.4 т.2 Конкурсной документации требование о наличии у участника текущего рейтинга надежности страховой компании  не ниже «А++» (рейтингового агентства «Эксперт РА»)  или текущего рейтинга надежности страховой компании не ниже «ААА» (рейтингового агентства «Национальное рейтинговое агентство (НРА)), чем нарушил, по мнению Заявителя, принципы информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки в нарушение п.2 ч.1 ст.3 Федерального Закона-№223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3) Пункт 11 Тома №2 Конкурсной документации содержит  Критерии оценки и сопоставления заявок участников Закупки. Оценка заявок по критерию «Квалификация участника конкурса» осуществляется с использованием подкритериев: «Опыт медицинского страхования» (значимость 50%), «Опыт оказания услуг по всем видам страхования ГУП «Петербургский метрополитен» - (значимость 30%), «Статус участника» (значимость 20%). Подпункт 2.2. пункта 11 Тома №2 Конкурсной документации указывает, что Подкритерий «Опыт оказания услуг по всем видам страхования ГУП "Петербургский метрополитен" оценивается исходя из анализа наличия заключенных договоров с ГУП «Петербургский метрополитен» на оказание услуг по всем видам страхования для ГУП "Петербургский метрополитен", указанных в форме №3 «Анкета участника» и определяется:

,

 если в форме №3 «Анкета участника» участника конкурса указаны данные по заключенным договорам с ГУП «Петербургский метрополитен» на оказание услуг по всем видам страхования для ГУП "Петербургский метрополитен".

,

если в форме №3 «Анкета участника» участника отсутствуют данные по заключенным договорам с ГУП «Петербургский метрополитен» на оказания услуг по всем видам страхования для ГУП "Петербургский метрополитен"

где:

C2i – количество баллов, по подкритерию «Опыт оказания услуг по всем видам страхования ГУП "Петербургский метрополитен", определенное по  i-ой заявке,;

i –порядковый  номер заявки участника.

Заявитель считает, что Организатор торгов неправомерно установил подкритерий «Опыт оказания услуг по всем видам страхования ГУП "Петербургский метрополитен", и тем самым создал условия, допускающие и ограничивающие конкуренцию для участников закупки».

 

Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу. 

 

3. Проанализировав документацию по закупке, документы, представленные к заседанию Комиссии, позицию Заявителя и представителя Организатора торгов, возражения на жалобу, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).

ГУП «Петербургский метрополитен» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

По первому доводу жалобы:

В соответствии с пунктом 2.2.2.4 Положения о закупках ГУП «Петербургский метрополитен» в Конкурсной документации должны содержаться сведения о требованиях к участникам открытого конкурса.  Организатор торгов установил в пункте 4 Тома 2 Конкурсной документации требование к участнику о наличии резервного фонда по рисковым видам страхования не менее 3 000 000 000 (трех миллиардов) рублей. В случае несоответствия участника данному требованию, его конкурсная заявка подлежит отклонению на основании пункта 4.2.1.2. Тома 1 Конкурсной документации. Таким образом, заявки участников, имеющих резервный фонд по рисковым видам страхования менее 3 000 000 000 (трех миллиардов) рублей, будут отклонены.

Установление требования к участникам о наличии резервного фонда по рисковым видам страхования не противоречит законодательству, однако Организатор торгов ограничил нижний предел вышеупомянутого резервного фонда размером 3 000 000 000 (три миллиарда) рублей, что является, согласно Конкурсной документации, основанием для отклонения заявок потенциальных участников Закупки, у которых резервный фонд по рисковым видам страхования составляет менее 3 000 000 000 (трех миллиардов) рублей. Порядок формирования резервов определен Законом РФ от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и действующими положениями ЦБ о формировании резервов, в том числе П      риказом Минфина РФ от 11.06.2002 №51н «Об утверждении Правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни», которыми не установлен минимальный размер страховых резервов для страховых компаний.

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС усматривает нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ (принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению  к участникам закупки), выразившееся в необоснованном  установлении Организатором торгов ограничения по наличию размера резервного фонда по рисковым видам страхования (не менее 3 000 000 000 (трех миллиардов) рублей) для участников Закупки.

По второму доводу жалобы:

В соответствии с пунктом 2.2.2.4 Положения о закупках ГУП «Петербургский метрополитен» в Конкурсной документации должны содержаться сведения о требованиях к участникам открытого конкурса.  Организатор торгов установил в пункте 4 Тома 2 Конкурсной документации требование о наличии у участника текущего рейтинга надежности страховой компании  не ниже «А++» (рейтингового агентства «Эксперт РА»)  или текущего рейтинга надежности страховой компании не ниже «ААА» (рейтингового агентства «Национальное рейтинговое агентство (НРА)). В случае несоответствия участника данному требованию, его конкурсная заявка подлежит отклонению на основании пункта 4.2.1.2. Тома 1 Конкурсной документации. Таким образом, заявки участников, c текущим рейтингом надежности страховой компании ниже «А++» (рейтингового агентства «Эксперт РА»)  или текущего рейтинга надежности страховой компании ниже «ААА» (рейтингового агентства «Национальное рейтинговое агентство (НРА)), будут отклонены.

Установление требования к участникам о наличии у участника текущего рейтинга надежности страховой компании не противоречит законодательству, однако  ограничение нижнего предела вышеупомянутого рейтинга значениями  «А++» (рейтингового агентства «Эксперт РА») и «ААА» (рейтингового агентства «Национальное рейтинговое агентство (НРА) необоснованно и является основанием для отклонения потенциальных участников Закупки.

Рейтинг надежности страховой компании рейтингового агентства «Эксперт РА» представляет собой мнение рейтингового агентства «Эксперт РА» о вероятности выполнения страховой компанией ее текущих и будущих обязательств перед страхователями и выгодоприобретателями. Шкала рейтингов рейтингового агентства «Эксперт РА»  доступна для обозрения в сети Интернет в открытом доступе по адесу (http://raexpert.ru/ratings/insurance/ratingscale/) и включает в себя классы рейтинга:

-А++  является наивысшим классом и  указывает, что, по мнению рейтингового агентства «Эксперт РА», в краткосрочной перспективе обладатель такого рейтинга с исключительно высокой вероятностью обеспечит своевременное выполнение всех финансовых обязательств как текущих, так и возникающих в ходе деятельности. В среднесрочной перспективе существует высокая вероятность исполнения обязательств даже в условиях существенных неблагоприятных изменений макроэкономических и рыночных показателей.

 -А+  (В краткосрочной перспективе обладатель такого рейтинга с высокой вероятностью обеспечит своевременное выполнение всех финансовых обязательств как текущих, так и возникающих в ходе деятельности. В среднесрочной перспективе вероятность исполнения обязательств является высокой в условиях стабильности макроэкономических и рыночных показателей);

-А  (В краткосрочной перспективе обладатель такого рейтинга с высокой вероятностью обеспечит своевременное выполнение всех финансовых обязательств, как текущих, так и возникающих в ходе деятельности. В среднесрочной перспективе вероятность исполнения обязательств, требующих существенных выплат, зависит от стабильности макроэкономических и рыночных показателей);

и далее  по  уменьшению надежности участников рейтинга от класса В++ до класса Е.

По данным сайта Национального рейтингового агентства ( http://www.ra-national.ru/ratings/raiting-insurance/raiting-insurance-individual/ ),  рейтинг «ААА» указывает на максимальную надежность его обладателя. По мере снижения надежности страховых компаний (по расчетам «Национальнго рейтинговго агентства» (НРА) значения рейтинга указываются от  группы AA+ (Очень высокая надежность, первый уровень) до группы BB (Средняя надежность, второй уровень).

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС усматривает нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ (принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению  к участникам закупки), выразившееся в необоснованном установлении Организатором торгов ограничения по текущему рейтингу надежности страховых компаний  (текущего рейтинга надежности страховой компании  не ниже «А++» (рейтингового агентства «Эксперт РА»)  или текущего рейтинга надежности страховой компании не ниже «ААА» (рейтингового агентства «Национальное рейтинговое агентство (НРА)) у участников Закупки.

По третьему доводу жалобы:

В соответствии с пунктом 2.2.2.4 Положения о закупках ГУП «Петербургский метрополитен» в пункте 11 Тома 2 Конкурсной документации содержатся сведения о критериях оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе.

 Критерии оценки и сопоставления:

№ п/п

Наименование критерия оценки заявок

Значимость критерия, %

Коэффициент значимости критериев, К

1

Ценовое предложение участника

80

0,8

2

Квалификация участника конкурса

20

0,2

 

Оценка заявок по критерию «Квалификация участника конкурса» осуществляется с использованием подкритериев оценки заявок:

 

№ п/п

Наименование подкритерия

Значимость подкритерия, %

Коэффициент значимости подкритерия, Кзп

1

Опыт медицинского страхования

50

0,5

2

Опыт оказания услуг по всем видам страхования ГУП "Петербургский метрополитен"

20

0,2

3

Статус участника

30

0,3

Подкритерий «Опыт оказания услуг по всем видам страхования ГУП "Петербургский метрополитен"» имеет наименьшую (20%) значимость по сравнению с остальными подкритериями критерия «Квалификация участника конкурса» и не оказывает решающего влияния на итоговый результат оценки и сопоставления заявок участников Закупки.

Пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения о порядке оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. Порядок оценки и сопоставления заявок, установленный на основании Положения о закупках должен содержать перечень конкретных требований (критериев) которым должна соответствовать заявка участника, условия, при которых заявка одного участника будет признана Конкурсной комиссией наиболее предпочтительной по сравнению  с другими заявками. В порядке сопоставления должна быть указана значимость каждого критерия, предъявляемого к участнику конкурса. В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС не усматривает нарушений Организатором торгов порядка организации и проведения Закупки в установлении  подкритерия оценки заявок «Опыт оказания услуг по всем видам страхования ГУП "Петербургский метрополитен" для расчета критерия «Квалификация участника конкурса».

 

3. Рассмотрев жалобу ОАО «СОГАЗ» (от 30.10.2014 №24970) на действия Организатора торгов СПб ГУП «Петербургский метрополитен» при организации открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию работников ГУП «Петербургский метрополитен» (извещение № 31401555279), Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях Организатора торгов нарушение  пункта 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в установлении в пункте 4 Тома 2 Конкурсной документации неправомерных требований, являющихся основаниями отклонения заявок от участия в Закупке, о наличии у участников Закупки:

- резервного фонда по рисковым видам страхования не менее

3 000 000 000 (трех миллиардов) рублей;

- текущего рейтинга надежности страховой компании  не ниже «А++» (рейтингового агентства «Эксперт РА»)  или текущего рейтинга надежности страховой компании не ниже «ААА» (рейтингового агентства «Национальное рейтинговое агентство (НРА)).

 

 На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА: 

 

1.  Признать жалобу ОАО «СОГАЗ» (от 30.10.2014 №24970) на действия Организатора торгов - СПб ГУП «Петербургский метрополитен» при организации открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию работников ГУП «Петербургский метрополитен» (извещение № 31401555279), обоснованной.

2. Признать в действиях СПб ГУП «Петербургский метрополитен» нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», выразившееся:

-в установлении в части 4 тома 2 Конкурсной документации требования, являющегося основанием отклонения заявок от участия в Закупке, о наличии резервного фонда по рисковым видам страхования не менее 3 000 000 000 (трех миллиардов) рублей у участника Закупки.

-в установлении в части 4 тома 2 Конкурсной документации требования, являющегося основанием отклонения заявок от участия в Закупке, о наличии текущего рейтинга надежности страховой компании  не ниже «А++» (рейтингового агентства «Эксперт РА»)  или текущего рейтинга надежности страховой компании не ниже «ААА» (рейтингового агентства «Национальное рейтинговое агентство (НРА)) у участника Закупки.

3. С учетом выявленных нарушений выдать Организатору торгов  СПб ГУП «Петербургский метрополитен» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию работников ГУП «Петербургский метрополитен» (извещение № 31401555279), путем аннулирования процедуры.

 

Председатель Комиссии                                                                 П.В. Яковлев

 

 

Члены Комиссии                                                                             Е.С. Даниловская                                                                                

 

                                                                                                         П.Ю.Малиновский

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Файлы для скачивания

02_predpisanie_t02-434-14_sogaz-gup_peterburgskiy_metropoliten_24970.doc
Тип файла: doc
Размер файла: 0.04 МБ
stdClass Object ( [vid] => 9237 [uid] => 5 [title] => Решение по жалобе Санкт-Петербургского филиала ОАО «СОГАЗ» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9237 [type] => solution [language] => ru [created] => 1415957486 [changed] => 1415957486 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1415957486 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

07.11.2014 № 02/26224

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-434/14

 

 

07 ноября 2014 года                                                                      Санкт-Петербург

 

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Яковлев П.В. – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии УФАС;

Даниловская Е.С. - начальника отдела контроля закупок отдельными видами юридических лиц, члена Комиссии;

Малиновский П.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок отдельными видами юридических лиц, члена Комиссии;

C участием представителей:

Санкт-Петербургского филиала ОАО «СОГАЗ» (далее – ОАО «СОГАЗ», Заявитель)

-Соломатин А.Е. по доверенности;

-Евдокимов А.А. по доверенности;

Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Петербургский метрополитен " (далее – Организатор торгов, ГУП «Петербургский метрополитен»):

 -Борисова Т.С по доверенности.

         В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу от 30.10.2014 №24970 ОАО «СОГАЗ» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Петербургский метрополитен» при организации открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию работников ГУП «Петербургский метрополитен» (извещение № 31401555279, далее – Закупка),  заслушав пояснения представителей сторон,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

29.09.2014  года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) опубликовано Извещение                              № 31401555279 о проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию работников ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Извещение), включая Конкурсную документацию для проведения открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию работников ГУП «Петербургский метрополитен» (далее –  Конкурсная документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках ГУП «Петербургский метрополитен» от 26.10.2012 с изменениями в Положение №3,№4,№5 (далее – Положение о закупках) на момент размещения закупки было опубликовано на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках под номером 1120003437.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Предельная стоимость закупки

769 048 800,00  руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

29.09.2014 (МСК)

3.

Дата и время окончания подачи заявок на участие в Закупке
(по местному времени заказчика)

23.10.2014 в 10:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения заявок на участие в Закупке (по местному времени заказчика)

11.11.2014 в 10:00 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок на участие в Закупке

СПб, Московскй пр., д. 30, пом. 138

 

2. В жалобе ОАО «СОГАЗ» указывает на неправомерные действия ГУП «Петербургский метрополитен» при организации Закупки, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении требований к участникам Закупки и установлении подкритериев оценки заявок участников Закупки, которые привели к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Доводы жалобы:

1) «Организатор торгов установил  в ч.4 т.2 Конкурсной документации требование о наличии у участника резервного фонда по рисковым видам страхования не менее 3 000 000 000 (трех миллиардов) рублей, чем нарушил, по мнению Заявителя, принципы информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки в нарушение п.2 ч.1 ст.3 Федерального Закона-№223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2) Организатор торгов установил  в ч.4 т.2 Конкурсной документации требование о наличии у участника текущего рейтинга надежности страховой компании  не ниже «А++» (рейтингового агентства «Эксперт РА»)  или текущего рейтинга надежности страховой компании не ниже «ААА» (рейтингового агентства «Национальное рейтинговое агентство (НРА)), чем нарушил, по мнению Заявителя, принципы информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки в нарушение п.2 ч.1 ст.3 Федерального Закона-№223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3) Пункт 11 Тома №2 Конкурсной документации содержит  Критерии оценки и сопоставления заявок участников Закупки. Оценка заявок по критерию «Квалификация участника конкурса» осуществляется с использованием подкритериев: «Опыт медицинского страхования» (значимость 50%), «Опыт оказания услуг по всем видам страхования ГУП «Петербургский метрополитен» - (значимость 30%), «Статус участника» (значимость 20%). Подпункт 2.2. пункта 11 Тома №2 Конкурсной документации указывает, что Подкритерий «Опыт оказания услуг по всем видам страхования ГУП "Петербургский метрополитен" оценивается исходя из анализа наличия заключенных договоров с ГУП «Петербургский метрополитен» на оказание услуг по всем видам страхования для ГУП "Петербургский метрополитен", указанных в форме №3 «Анкета участника» и определяется:

,

 если в форме №3 «Анкета участника» участника конкурса указаны данные по заключенным договорам с ГУП «Петербургский метрополитен» на оказание услуг по всем видам страхования для ГУП "Петербургский метрополитен".

,

если в форме №3 «Анкета участника» участника отсутствуют данные по заключенным договорам с ГУП «Петербургский метрополитен» на оказания услуг по всем видам страхования для ГУП "Петербургский метрополитен"

где:

C2i – количество баллов, по подкритерию «Опыт оказания услуг по всем видам страхования ГУП "Петербургский метрополитен", определенное по  i-ой заявке,;

i –порядковый  номер заявки участника.

Заявитель считает, что Организатор торгов неправомерно установил подкритерий «Опыт оказания услуг по всем видам страхования ГУП "Петербургский метрополитен", и тем самым создал условия, допускающие и ограничивающие конкуренцию для участников закупки».

 

Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу. 

 

3. Проанализировав документацию по закупке, документы, представленные к заседанию Комиссии, позицию Заявителя и представителя Организатора торгов, возражения на жалобу, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).

ГУП «Петербургский метрополитен» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

По первому доводу жалобы:

В соответствии с пунктом 2.2.2.4 Положения о закупках ГУП «Петербургский метрополитен» в Конкурсной документации должны содержаться сведения о требованиях к участникам открытого конкурса.  Организатор торгов установил в пункте 4 Тома 2 Конкурсной документации требование к участнику о наличии резервного фонда по рисковым видам страхования не менее 3 000 000 000 (трех миллиардов) рублей. В случае несоответствия участника данному требованию, его конкурсная заявка подлежит отклонению на основании пункта 4.2.1.2. Тома 1 Конкурсной документации. Таким образом, заявки участников, имеющих резервный фонд по рисковым видам страхования менее 3 000 000 000 (трех миллиардов) рублей, будут отклонены.

Установление требования к участникам о наличии резервного фонда по рисковым видам страхования не противоречит законодательству, однако Организатор торгов ограничил нижний предел вышеупомянутого резервного фонда размером 3 000 000 000 (три миллиарда) рублей, что является, согласно Конкурсной документации, основанием для отклонения заявок потенциальных участников Закупки, у которых резервный фонд по рисковым видам страхования составляет менее 3 000 000 000 (трех миллиардов) рублей. Порядок формирования резервов определен Законом РФ от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и действующими положениями ЦБ о формировании резервов, в том числе П      риказом Минфина РФ от 11.06.2002 №51н «Об утверждении Правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни», которыми не установлен минимальный размер страховых резервов для страховых компаний.

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС усматривает нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ (принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению  к участникам закупки), выразившееся в необоснованном  установлении Организатором торгов ограничения по наличию размера резервного фонда по рисковым видам страхования (не менее 3 000 000 000 (трех миллиардов) рублей) для участников Закупки.

По второму доводу жалобы:

В соответствии с пунктом 2.2.2.4 Положения о закупках ГУП «Петербургский метрополитен» в Конкурсной документации должны содержаться сведения о требованиях к участникам открытого конкурса.  Организатор торгов установил в пункте 4 Тома 2 Конкурсной документации требование о наличии у участника текущего рейтинга надежности страховой компании  не ниже «А++» (рейтингового агентства «Эксперт РА»)  или текущего рейтинга надежности страховой компании не ниже «ААА» (рейтингового агентства «Национальное рейтинговое агентство (НРА)). В случае несоответствия участника данному требованию, его конкурсная заявка подлежит отклонению на основании пункта 4.2.1.2. Тома 1 Конкурсной документации. Таким образом, заявки участников, c текущим рейтингом надежности страховой компании ниже «А++» (рейтингового агентства «Эксперт РА»)  или текущего рейтинга надежности страховой компании ниже «ААА» (рейтингового агентства «Национальное рейтинговое агентство (НРА)), будут отклонены.

Установление требования к участникам о наличии у участника текущего рейтинга надежности страховой компании не противоречит законодательству, однако  ограничение нижнего предела вышеупомянутого рейтинга значениями  «А++» (рейтингового агентства «Эксперт РА») и «ААА» (рейтингового агентства «Национальное рейтинговое агентство (НРА) необоснованно и является основанием для отклонения потенциальных участников Закупки.

Рейтинг надежности страховой компании рейтингового агентства «Эксперт РА» представляет собой мнение рейтингового агентства «Эксперт РА» о вероятности выполнения страховой компанией ее текущих и будущих обязательств перед страхователями и выгодоприобретателями. Шкала рейтингов рейтингового агентства «Эксперт РА»  доступна для обозрения в сети Интернет в открытом доступе по адесу (http://raexpert.ru/ratings/insurance/ratingscale/) и включает в себя классы рейтинга:

-А++  является наивысшим классом и  указывает, что, по мнению рейтингового агентства «Эксперт РА», в краткосрочной перспективе обладатель такого рейтинга с исключительно высокой вероятностью обеспечит своевременное выполнение всех финансовых обязательств как текущих, так и возникающих в ходе деятельности. В среднесрочной перспективе существует высокая вероятность исполнения обязательств даже в условиях существенных неблагоприятных изменений макроэкономических и рыночных показателей.

 -А+  (В краткосрочной перспективе обладатель такого рейтинга с высокой вероятностью обеспечит своевременное выполнение всех финансовых обязательств как текущих, так и возникающих в ходе деятельности. В среднесрочной перспективе вероятность исполнения обязательств является высокой в условиях стабильности макроэкономических и рыночных показателей);

-А  (В краткосрочной перспективе обладатель такого рейтинга с высокой вероятностью обеспечит своевременное выполнение всех финансовых обязательств, как текущих, так и возникающих в ходе деятельности. В среднесрочной перспективе вероятность исполнения обязательств, требующих существенных выплат, зависит от стабильности макроэкономических и рыночных показателей);

и далее  по  уменьшению надежности участников рейтинга от класса В++ до класса Е.

По данным сайта Национального рейтингового агентства ( http://www.ra-national.ru/ratings/raiting-insurance/raiting-insurance-individual/ ),  рейтинг «ААА» указывает на максимальную надежность его обладателя. По мере снижения надежности страховых компаний (по расчетам «Национальнго рейтинговго агентства» (НРА) значения рейтинга указываются от  группы AA+ (Очень высокая надежность, первый уровень) до группы BB (Средняя надежность, второй уровень).

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС усматривает нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ (принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению  к участникам закупки), выразившееся в необоснованном установлении Организатором торгов ограничения по текущему рейтингу надежности страховых компаний  (текущего рейтинга надежности страховой компании  не ниже «А++» (рейтингового агентства «Эксперт РА»)  или текущего рейтинга надежности страховой компании не ниже «ААА» (рейтингового агентства «Национальное рейтинговое агентство (НРА)) у участников Закупки.

По третьему доводу жалобы:

В соответствии с пунктом 2.2.2.4 Положения о закупках ГУП «Петербургский метрополитен» в пункте 11 Тома 2 Конкурсной документации содержатся сведения о критериях оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе.

 Критерии оценки и сопоставления:

№ п/п

Наименование критерия оценки заявок

Значимость критерия, %

Коэффициент значимости критериев, К

1

Ценовое предложение участника

80

0,8

2

Квалификация участника конкурса

20

0,2

 

Оценка заявок по критерию «Квалификация участника конкурса» осуществляется с использованием подкритериев оценки заявок:

 

№ п/п

Наименование подкритерия

Значимость подкритерия, %

Коэффициент значимости подкритерия, Кзп

1

Опыт медицинского страхования

50

0,5

2

Опыт оказания услуг по всем видам страхования ГУП "Петербургский метрополитен"

20

0,2

3

Статус участника

30

0,3

Подкритерий «Опыт оказания услуг по всем видам страхования ГУП "Петербургский метрополитен"» имеет наименьшую (20%) значимость по сравнению с остальными подкритериями критерия «Квалификация участника конкурса» и не оказывает решающего влияния на итоговый результат оценки и сопоставления заявок участников Закупки.

Пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения о порядке оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. Порядок оценки и сопоставления заявок, установленный на основании Положения о закупках должен содержать перечень конкретных требований (критериев) которым должна соответствовать заявка участника, условия, при которых заявка одного участника будет признана Конкурсной комиссией наиболее предпочтительной по сравнению  с другими заявками. В порядке сопоставления должна быть указана значимость каждого критерия, предъявляемого к участнику конкурса. В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС не усматривает нарушений Организатором торгов порядка организации и проведения Закупки в установлении  подкритерия оценки заявок «Опыт оказания услуг по всем видам страхования ГУП "Петербургский метрополитен" для расчета критерия «Квалификация участника конкурса».

 

3. Рассмотрев жалобу ОАО «СОГАЗ» (от 30.10.2014 №24970) на действия Организатора торгов СПб ГУП «Петербургский метрополитен» при организации открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию работников ГУП «Петербургский метрополитен» (извещение № 31401555279), Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях Организатора торгов нарушение  пункта 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в установлении в пункте 4 Тома 2 Конкурсной документации неправомерных требований, являющихся основаниями отклонения заявок от участия в Закупке, о наличии у участников Закупки:

- резервного фонда по рисковым видам страхования не менее

3 000 000 000 (трех миллиардов) рублей;

- текущего рейтинга надежности страховой компании  не ниже «А++» (рейтингового агентства «Эксперт РА»)  или текущего рейтинга надежности страховой компании не ниже «ААА» (рейтингового агентства «Национальное рейтинговое агентство (НРА)).

 

 На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА: 

 

1.  Признать жалобу ОАО «СОГАЗ» (от 30.10.2014 №24970) на действия Организатора торгов - СПб ГУП «Петербургский метрополитен» при организации открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию работников ГУП «Петербургский метрополитен» (извещение № 31401555279), обоснованной.

2. Признать в действиях СПб ГУП «Петербургский метрополитен» нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», выразившееся:

-в установлении в части 4 тома 2 Конкурсной документации требования, являющегося основанием отклонения заявок от участия в Закупке, о наличии резервного фонда по рисковым видам страхования не менее 3 000 000 000 (трех миллиардов) рублей у участника Закупки.

-в установлении в части 4 тома 2 Конкурсной документации требования, являющегося основанием отклонения заявок от участия в Закупке, о наличии текущего рейтинга надежности страховой компании  не ниже «А++» (рейтингового агентства «Эксперт РА»)  или текущего рейтинга надежности страховой компании не ниже «ААА» (рейтингового агентства «Национальное рейтинговое агентство (НРА)) у участника Закупки.

3. С учетом выявленных нарушений выдать Организатору торгов  СПб ГУП «Петербургский метрополитен» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию работников ГУП «Петербургский метрополитен» (извещение № 31401555279), путем аннулирования процедуры.

 

Председатель Комиссии                                                                 П.В. Яковлев

 

 

Члены Комиссии                                                                             Е.С. Даниловская                                                                                

 

                                                                                                         П.Ю.Малиновский

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

07.11.2014 № 02/26224

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-434/14

 

 

07 ноября 2014 года                                                                      Санкт-Петербург

 

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Яковлев П.В. – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии УФАС;

Даниловская Е.С. - начальника отдела контроля закупок отдельными видами юридических лиц, члена Комиссии;

Малиновский П.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок отдельными видами юридических лиц, члена Комиссии;

C участием представителей:

Санкт-Петербургского филиала ОАО «СОГАЗ» (далее – ОАО «СОГАЗ», Заявитель)

-Соломатин А.Е. по доверенности;

-Евдокимов А.А. по доверенности;

Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Петербургский метрополитен " (далее – Организатор торгов, ГУП «Петербургский метрополитен»):

 -Борисова Т.С по доверенности.

         В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу от 30.10.2014 №24970 ОАО «СОГАЗ» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Петербургский метрополитен» при организации открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию работников ГУП «Петербургский метрополитен» (извещение № 31401555279, далее – Закупка),  заслушав пояснения представителей сторон,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

29.09.2014  года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) опубликовано Извещение                              № 31401555279 о проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию работников ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Извещение), включая Конкурсную документацию для проведения открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию работников ГУП «Петербургский метрополитен» (далее –  Конкурсная документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках ГУП «Петербургский метрополитен» от 26.10.2012 с изменениями в Положение №3,№4,№5 (далее – Положение о закупках) на момент размещения закупки было опубликовано на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках под номером 1120003437.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Предельная стоимость закупки

769 048 800,00  руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

29.09.2014 (МСК)

3.

Дата и время окончания подачи заявок на участие в Закупке
(по местному времени заказчика)

23.10.2014 в 10:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения заявок на участие в Закупке (по местному времени заказчика)

11.11.2014 в 10:00 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок на участие в Закупке

СПб, Московскй пр., д. 30, пом. 138

 

2. В жалобе ОАО «СОГАЗ» указывает на неправомерные действия ГУП «Петербургский метрополитен» при организации Закупки, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении требований к участникам Закупки и установлении подкритериев оценки заявок участников Закупки, которые привели к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Доводы жалобы:

1) «Организатор торгов установил  в ч.4 т.2 Конкурсной документации требование о наличии у участника резервного фонда по рисковым видам страхования не менее 3 000 000 000 (трех миллиардов) рублей, чем нарушил, по мнению Заявителя, принципы информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки в нарушение п.2 ч.1 ст.3 Федерального Закона-№223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2) Организатор торгов установил  в ч.4 т.2 Конкурсной документации требование о наличии у участника текущего рейтинга надежности страховой компании  не ниже «А++» (рейтингового агентства «Эксперт РА»)  или текущего рейтинга надежности страховой компании не ниже «ААА» (рейтингового агентства «Национальное рейтинговое агентство (НРА)), чем нарушил, по мнению Заявителя, принципы информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки в нарушение п.2 ч.1 ст.3 Федерального Закона-№223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3) Пункт 11 Тома №2 Конкурсной документации содержит  Критерии оценки и сопоставления заявок участников Закупки. Оценка заявок по критерию «Квалификация участника конкурса» осуществляется с использованием подкритериев: «Опыт медицинского страхования» (значимость 50%), «Опыт оказания услуг по всем видам страхования ГУП «Петербургский метрополитен» - (значимость 30%), «Статус участника» (значимость 20%). Подпункт 2.2. пункта 11 Тома №2 Конкурсной документации указывает, что Подкритерий «Опыт оказания услуг по всем видам страхования ГУП "Петербургский метрополитен" оценивается исходя из анализа наличия заключенных договоров с ГУП «Петербургский метрополитен» на оказание услуг по всем видам страхования для ГУП "Петербургский метрополитен", указанных в форме №3 «Анкета участника» и определяется:

,

 если в форме №3 «Анкета участника» участника конкурса указаны данные по заключенным договорам с ГУП «Петербургский метрополитен» на оказание услуг по всем видам страхования для ГУП "Петербургский метрополитен".

,

если в форме №3 «Анкета участника» участника отсутствуют данные по заключенным договорам с ГУП «Петербургский метрополитен» на оказания услуг по всем видам страхования для ГУП "Петербургский метрополитен"

где:

C2i – количество баллов, по подкритерию «Опыт оказания услуг по всем видам страхования ГУП "Петербургский метрополитен", определенное по  i-ой заявке,;

i –порядковый  номер заявки участника.

Заявитель считает, что Организатор торгов неправомерно установил подкритерий «Опыт оказания услуг по всем видам страхования ГУП "Петербургский метрополитен", и тем самым создал условия, допускающие и ограничивающие конкуренцию для участников закупки».

 

Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу. 

 

3. Проанализировав документацию по закупке, документы, представленные к заседанию Комиссии, позицию Заявителя и представителя Организатора торгов, возражения на жалобу, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).

ГУП «Петербургский метрополитен» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

По первому доводу жалобы:

В соответствии с пунктом 2.2.2.4 Положения о закупках ГУП «Петербургский метрополитен» в Конкурсной документации должны содержаться сведения о требованиях к участникам открытого конкурса.  Организатор торгов установил в пункте 4 Тома 2 Конкурсной документации требование к участнику о наличии резервного фонда по рисковым видам страхования не менее 3 000 000 000 (трех миллиардов) рублей. В случае несоответствия участника данному требованию, его конкурсная заявка подлежит отклонению на основании пункта 4.2.1.2. Тома 1 Конкурсной документации. Таким образом, заявки участников, имеющих резервный фонд по рисковым видам страхования менее 3 000 000 000 (трех миллиардов) рублей, будут отклонены.

Установление требования к участникам о наличии резервного фонда по рисковым видам страхования не противоречит законодательству, однако Организатор торгов ограничил нижний предел вышеупомянутого резервного фонда размером 3 000 000 000 (три миллиарда) рублей, что является, согласно Конкурсной документации, основанием для отклонения заявок потенциальных участников Закупки, у которых резервный фонд по рисковым видам страхования составляет менее 3 000 000 000 (трех миллиардов) рублей. Порядок формирования резервов определен Законом РФ от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и действующими положениями ЦБ о формировании резервов, в том числе П      риказом Минфина РФ от 11.06.2002 №51н «Об утверждении Правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни», которыми не установлен минимальный размер страховых резервов для страховых компаний.

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС усматривает нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ (принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению  к участникам закупки), выразившееся в необоснованном  установлении Организатором торгов ограничения по наличию размера резервного фонда по рисковым видам страхования (не менее 3 000 000 000 (трех миллиардов) рублей) для участников Закупки.

По второму доводу жалобы:

В соответствии с пунктом 2.2.2.4 Положения о закупках ГУП «Петербургский метрополитен» в Конкурсной документации должны содержаться сведения о требованиях к участникам открытого конкурса.  Организатор торгов установил в пункте 4 Тома 2 Конкурсной документации требование о наличии у участника текущего рейтинга надежности страховой компании  не ниже «А++» (рейтингового агентства «Эксперт РА»)  или текущего рейтинга надежности страховой компании не ниже «ААА» (рейтингового агентства «Национальное рейтинговое агентство (НРА)). В случае несоответствия участника данному требованию, его конкурсная заявка подлежит отклонению на основании пункта 4.2.1.2. Тома 1 Конкурсной документации. Таким образом, заявки участников, c текущим рейтингом надежности страховой компании ниже «А++» (рейтингового агентства «Эксперт РА»)  или текущего рейтинга надежности страховой компании ниже «ААА» (рейтингового агентства «Национальное рейтинговое агентство (НРА)), будут отклонены.

Установление требования к участникам о наличии у участника текущего рейтинга надежности страховой компании не противоречит законодательству, однако  ограничение нижнего предела вышеупомянутого рейтинга значениями  «А++» (рейтингового агентства «Эксперт РА») и «ААА» (рейтингового агентства «Национальное рейтинговое агентство (НРА) необоснованно и является основанием для отклонения потенциальных участников Закупки.

Рейтинг надежности страховой компании рейтингового агентства «Эксперт РА» представляет собой мнение рейтингового агентства «Эксперт РА» о вероятности выполнения страховой компанией ее текущих и будущих обязательств перед страхователями и выгодоприобретателями. Шкала рейтингов рейтингового агентства «Эксперт РА»  доступна для обозрения в сети Интернет в открытом доступе по адесу (http://raexpert.ru/ratings/insurance/ratingscale/) и включает в себя классы рейтинга:

-А++  является наивысшим классом и  указывает, что, по мнению рейтингового агентства «Эксперт РА», в краткосрочной перспективе обладатель такого рейтинга с исключительно высокой вероятностью обеспечит своевременное выполнение всех финансовых обязательств как текущих, так и возникающих в ходе деятельности. В среднесрочной перспективе существует высокая вероятность исполнения обязательств даже в условиях существенных неблагоприятных изменений макроэкономических и рыночных показателей.

 -А+  (В краткосрочной перспективе обладатель такого рейтинга с высокой вероятностью обеспечит своевременное выполнение всех финансовых обязательств как текущих, так и возникающих в ходе деятельности. В среднесрочной перспективе вероятность исполнения обязательств является высокой в условиях стабильности макроэкономических и рыночных показателей);

-А  (В краткосрочной перспективе обладатель такого рейтинга с высокой вероятностью обеспечит своевременное выполнение всех финансовых обязательств, как текущих, так и возникающих в ходе деятельности. В среднесрочной перспективе вероятность исполнения обязательств, требующих существенных выплат, зависит от стабильности макроэкономических и рыночных показателей);

и далее  по  уменьшению надежности участников рейтинга от класса В++ до класса Е.

По данным сайта Национального рейтингового агентства ( http://www.ra-national.ru/ratings/raiting-insurance/raiting-insurance-individual/ ),  рейтинг «ААА» указывает на максимальную надежность его обладателя. По мере снижения надежности страховых компаний (по расчетам «Национальнго рейтинговго агентства» (НРА) значения рейтинга указываются от  группы AA+ (Очень высокая надежность, первый уровень) до группы BB (Средняя надежность, второй уровень).

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС усматривает нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ (принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению  к участникам закупки), выразившееся в необоснованном установлении Организатором торгов ограничения по текущему рейтингу надежности страховых компаний  (текущего рейтинга надежности страховой компании  не ниже «А++» (рейтингового агентства «Эксперт РА»)  или текущего рейтинга надежности страховой компании не ниже «ААА» (рейтингового агентства «Национальное рейтинговое агентство (НРА)) у участников Закупки.

По третьему доводу жалобы:

В соответствии с пунктом 2.2.2.4 Положения о закупках ГУП «Петербургский метрополитен» в пункте 11 Тома 2 Конкурсной документации содержатся сведения о критериях оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе.

 Критерии оценки и сопоставления:

№ п/п

Наименование критерия оценки заявок

Значимость критерия, %

Коэффициент значимости критериев, К

1

Ценовое предложение участника

80

0,8

2

Квалификация участника конкурса

20

0,2

 

Оценка заявок по критерию «Квалификация участника конкурса» осуществляется с использованием подкритериев оценки заявок:

 

№ п/п

Наименование подкритерия

Значимость подкритерия, %

Коэффициент значимости подкритерия, Кзп

1

Опыт медицинского страхования

50

0,5

2

Опыт оказания услуг по всем видам страхования ГУП "Петербургский метрополитен"

20

0,2

3

Статус участника

30

0,3

Подкритерий «Опыт оказания услуг по всем видам страхования ГУП "Петербургский метрополитен"» имеет наименьшую (20%) значимость по сравнению с остальными подкритериями критерия «Квалификация участника конкурса» и не оказывает решающего влияния на итоговый результат оценки и сопоставления заявок участников Закупки.

Пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения о порядке оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. Порядок оценки и сопоставления заявок, установленный на основании Положения о закупках должен содержать перечень конкретных требований (критериев) которым должна соответствовать заявка участника, условия, при которых заявка одного участника будет признана Конкурсной комиссией наиболее предпочтительной по сравнению  с другими заявками. В порядке сопоставления должна быть указана значимость каждого критерия, предъявляемого к участнику конкурса. В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС не усматривает нарушений Организатором торгов порядка организации и проведения Закупки в установлении  подкритерия оценки заявок «Опыт оказания услуг по всем видам страхования ГУП "Петербургский метрополитен" для расчета критерия «Квалификация участника конкурса».

 

3. Рассмотрев жалобу ОАО «СОГАЗ» (от 30.10.2014 №24970) на действия Организатора торгов СПб ГУП «Петербургский метрополитен» при организации открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию работников ГУП «Петербургский метрополитен» (извещение № 31401555279), Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях Организатора торгов нарушение  пункта 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в установлении в пункте 4 Тома 2 Конкурсной документации неправомерных требований, являющихся основаниями отклонения заявок от участия в Закупке, о наличии у участников Закупки:

- резервного фонда по рисковым видам страхования не менее

3 000 000 000 (трех миллиардов) рублей;

- текущего рейтинга надежности страховой компании  не ниже «А++» (рейтингового агентства «Эксперт РА»)  или текущего рейтинга надежности страховой компании не ниже «ААА» (рейтингового агентства «Национальное рейтинговое агентство (НРА)).

 

 На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА: 

 

1.  Признать жалобу ОАО «СОГАЗ» (от 30.10.2014 №24970) на действия Организатора торгов - СПб ГУП «Петербургский метрополитен» при организации открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию работников ГУП «Петербургский метрополитен» (извещение № 31401555279), обоснованной.

2. Признать в действиях СПб ГУП «Петербургский метрополитен» нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», выразившееся:

-в установлении в части 4 тома 2 Конкурсной документации требования, являющегося основанием отклонения заявок от участия в Закупке, о наличии резервного фонда по рисковым видам страхования не менее 3 000 000 000 (трех миллиардов) рублей у участника Закупки.

-в установлении в части 4 тома 2 Конкурсной документации требования, являющегося основанием отклонения заявок от участия в Закупке, о наличии текущего рейтинга надежности страховой компании  не ниже «А++» (рейтингового агентства «Эксперт РА»)  или текущего рейтинга надежности страховой компании не ниже «ААА» (рейтингового агентства «Национальное рейтинговое агентство (НРА)) у участника Закупки.

3. С учетом выявленных нарушений выдать Организатору торгов  СПб ГУП «Петербургский метрополитен» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию работников ГУП «Петербургский метрополитен» (извещение № 31401555279), путем аннулирования процедуры.

 

Председатель Комиссии                                                                 П.В. Яковлев

 

 

Члены Комиссии                                                                             Е.С. Даниловская                                                                                

 

                                                                                                         П.Ю.Малиновский

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Т02-434/14 [format] => [safe_value] => Т02-434/14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [fid] => 1461 [uid] => 5 [filename] => 02_predpisanie_t02-434-14_sogaz-gup_peterburgskiy_metropoliten_24970.doc [uri] => public://solution/2014/11/14/02_predpisanie_t02-434-14_sogaz-gup_peterburgskiy_metropoliten_24970.doc [filemime] => application/msword [filesize] => 35840 [status] => 1 [timestamp] => 1415957486 [origname] => 02_predpisanie_t02-434-14_sogaz-gup_peterburgskiy_metropoliten_24970.doc [rdf_mapping] => Array ( ) [display] => 1 [description] => ) ) ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 170 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 170 [vid] => 6 [name] => Контроль проведения торгов [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-11-14 09:28:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-11-14 09:28:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1415957486 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Санкт-Петербургское УФАС России )