• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Контроль петербургских закупок. Основные проблемы и нарушения


Контроль за соблюдением Закона о контрактной системе (44-ФЗ)

За первый квартал  2017 года рассмотрено 1084 жалобы:
714 на городских заказчиков, 288 на федеральных и 82 на муниципальных. Выявлено, что 518 закупок, на которые были поданы жалобы, проведены с нарушениями.

Выдано 291 предписание  об устранении нарушений.
Проведено 74 проверки: 73 внеплановые,  одна плановая.

Назначено 94 административных штрафа на общую сумму 936 тыс. руб. Из них около 200 тыс. руб.  – штрафы на должностных лиц СПб ГУП «Дирекция транспортного строительства».

Для сравнения: за 2016 год рассмотрено 5039 жалоб на действия государственных и муниципальных заказчиков. Выявлено, что 1858 закупок из рассмотренных, проведены с нарушениями.

Выдано 1317 предписаний об устранении нарушений Закона о контрактной системе. 

Проведены 286 внеплановых и 2 плановые проверки. По результатам проведенных внеплановых проверок выдано 95 предписаний. 

Возбуждено 562 дела об административных правонарушениях, Наложено на должностных лиц штрафов на общую сумму 5 млн 537 тыс.руб.  Из них оплачено 4 млн 266 тыс. руб.


Самыми распространёнными нарушениями, которые характерны для Заказчиков при утверждении документации о закупке являются следующие:

1)    При описании объекта закупки, Заказчик устанавливает необъективные требования к товарам (нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе).

Заказчиком к одному из товаров установлено следующее требование: «Модуль упругости при растяжении не менее 1800 МПа». При этом согласно техническому заданию аукционной документации этот товар должен соответствовать еще и требованиям ГОСТа.
Однако данный стандарт устанавливает значение «не менее 2100 МПа» на тот же самый показатель.

2)    При описании объекта закупки, Заказчиком установлены требования к товарам и их показателям, которые противоречат требованиям государственных стандартов (нарушение п. 2 ч.1 ст. 33 Закона  о контрактной системе).
Заказчиком требовался гвоздь длиной не менее 40 и менее 50 мм, кроме этого, он должен был соответствовать ГОСТу 4028-63.
Однако согласно ГОСТу 4028-63 длина гвоздя должна быть или 40 мм или 50 мм. Таким образом, заказчик установил требования не в соответствии с ГОСТом 4028-63.

3)    В документации об электронном аукционе отсутствует надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие (нарушение п. 2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе).

4)    Незаконное установление дополнительных требований к участникам закупки.

12 апреля 2017 года рассмотрены жалобы ООО «Промстройсервис» на действия Комитета госзаказа Петербурга при проведении трех аукционов на нанесение и восстановление дорожной разметки во всех 18-ти районах города на общую сумму ок. 480 тыс. руб.
Комитет госзаказа установил в аукционных документациях дополнительные требования к наличию у участника у опыта исполнения контрактов по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Но объект закупок – выполнение работ по демаркировке, нанесению и восстановлению дорожной разметки – не относится к перечисленным видам работ (нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Выданы предписания  о внесение изменений в документацию об аукционе, возвращении заявок участникам и продлении сроков рассмотрения заявок.


5)    Ограничения, содержащиеся в документации в отношении поиска и копирования отдельных фрагментов текста. Нарушение  ч. 4 ст. 4, ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе.
Например, в связи с разделением слов по границе одной колонки невозможен поиск фразы «Технические условия. Бортовой камень должен быть предназначен для от отделения проезжей части». Слово «бортовой» из вышеуказанной фразы разделено на «бо» и «ртовой».
Результатом копирования является копирование полного текста первой колонки, а только затем второй строчки второй колонки, а именно: 

 

6)    Незаконное требование Заказчика внутри заявки надлежащим образом прошитой, пронумерованной и заверенной дополнительно заверенных копий и в случае их отсутствия отклонение заявки участника.
10 апреля 2017 года правомерность позиции Санкт-Петербургского УФАС, об отсутствии необходимости заверять заверенное подтверждена судом третьей инстанции  http://spb.fas.gov.ru/news/10141

7)     Слишком детализированное описание объекта закупки (нарушение п.6 ст.66 Закона о контрактной системе (44-ФЗ)  Закупка МО Адмиралтейский округ цветочной продукции. Демонстрируя чудеса ботанических знаний, заказчик требует, чтобы количество лепестков в бутоне цветка розы было от 50 до 80  шт.; гвоздика должна быть сростнолистная, а ее венчик должен быть свободнолепестный; цветки и околоцветник брасика должны быть актиноморфными. 

Наиболее эффектными выглядят  требования к пленке для букетов, которая:
- прочность при растяжении должна составлять: в продольном направлении МПа не менее 14,7; в поперечном направлении МПа не менее 12,7;
- удельное поверхностное электрическое сопротивление, Ом, не более 1·1016
- температура морозостойкости, °С не менее минус 70;
- тангенс угла диэлектрических потерь при 106 Гц и 20 °С не более 0,0003;
- коэффициент интегрального светопропускания, не менее 92%;
- должна быть стойка к действию кислот (за исключением концентрированной азотной и серной) http://spb.fas.gov.ru/news/10104 


Контроль закупок отдельными видами юридических лиц в рамках Закона о закупах 223-ФЗ

За 1 квартал 2017 года рассмотрено 184 жалобы.
Из них: 51 жалоба признана обоснованной. Выдано 40 предписаний об устранении нарушений. Наложено штрафов на общую сумму 1 млн 478 тыс. руб.

Для сравнения:
За 2016 году рассмотрено 833 жалобы. 259 жалоб признаны обоснованными. Выдано 156 предписаний.
Наложено штрафов на сумму 1 млн 260 тыс. рублей

Один из ярких примеров. Заказчик ЛОГП «Ленфарм» проводил шесть запросов котировок на ремонт различных помещений. От участника аукциона ООО «Основа» в общей сложности поступило девять жалоб.
Во всех закупках победила одна и та же компания ООО «Ресурс Гарант». Ее допустили к участию, т.к.  она якобы имела многолетний опыт выполнения аналогичных работ. Однако, как выяснила комиссия антимонопольного органа – эта компания-победитель была зарегистрирована всего за три месяца до проведения закупок.

С января этого года Государственные и Муниципальные унитарные предприятия (ГУП и МУП) обязаны осуществлять все закупки в рамках Закона о контрактной системе (44-ФЗ), а не Закона о закупках (223-ФЗ). 

Это относится ко всем без исключения ГУПам и МУПам, кроме нескольких Федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП), имеющих существенное  значение для обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства.