О предварительных итогах проверки торговых сетей Санкт-Петербурга

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт – Петербургу на основании поручений Президента России, Председателя Правительства Российской Федерации и ФАС России о проведении мониторинга реализации положений Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле) и в соответствии с методическими рекомендациями ФАС России были проведены внеплановые выездные проверки в отношении крупнейших торговых сетей, действующих на рынке розничной торговли продовольственными товарами на территории Санкт – Петербурга, а именно: ООО «Лента», ООО «О’Кей», ЗАО «ДИКСИ – ПЕТЕРБУРГ», ООО «Любавушка» (сеть магазинов «Полушка»), ООО «ТД Интерторг» (сеть магазинов «Семья»), а так же некоторых поставщиков, осуществляющих поставки в вышеуказанные торговые сети.

В рамках проведения проверок у торговых сетей были запрошены более 500 договоров поставки, заключенные до 01.02.2010 с организациями, осуществляющими поставки продовольственных товаров по следующим товарным группам: молочная продукция, хлебобулочные изделия, колбасные изделия, бакалея, растительное масло, кондитерские изделия, овощи – фрукты.

Предварительный анализ информации, полученной от торговых сетей, выявил тенденцию ужесточения условий взаимодействия торговых сетей с рядом поставщиков за последние годы, а также значительную дифференциацию условий договоров торговых сетей с разными поставщиками, в том числе поставляющими в торговую сеть сопоставимые объемы аналогичной продукции.

Анализ представленной информации показал, что все договоры, вошедшие в выборку, содержат положения, вступающие в противоречие с требованиями Закона о торговле. Однако следует обратить внимание на то, что в соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о торговле условия договоров поставки продовольственных товаров, заключенных до дня вступления в силу Закона о торговле, должны быть приведены в соответствие с требованиями закона в течение ста восьмидесяти дней со дня его вступления в силу, то есть до 01.08.2010. Таким образом, положения договоров поставки, заключенных до 01.02.2010, то есть до дня вступления в силу Закона о торговле, не соответствующие ему, в том числе, выявленные в ходе проведения проверок, в настоящий момент не являются нарушениями законодательства и не влекут за собой каких-либо последствий.

В числе наиболее значимых и часто встречающихся положений договоров поставки, которые можно расценивать как противоречащие Закону о торговле, отмечены следующие:

- положения о дополнительных выплатах, такие как «ретробонусы», различные виды премий, бонусов, иные виды скидок. Включение в договор поставки обязательств по подобным выплатам поставщика в пользу торговой сети противоречат требованиям части 4 статьи 9 Закона о торговле в тех случаях, когда эти выплаты в сумме превышают 10% от цены поставленных товаров или относятся к поставкам социально значимых продовольственных товаров, включенных Правительством РФ в соответствующий перечень (часть 5 статьи 9 Закона о торговле). В условиях, определенных в значительной части договоров поставки, вошедших в выборку, имеет место превышение указанными выплатами уровня 10% от цены поставленных товаров;

- положения в договорах поставки и приложениях о премиях «за включение товара в ассортиментную матрицу», «за присутствие в ассортиментной матрице», «за включение в ассортиментную матрицу новых открываемых магазинов», «логистические скидки» (логистический бонус), противоречащие части 6 статьи 9 Закона о торговле;

- часть договоров поставки имеет приложение, в котором устанавливается обязанность поставщика участвовать в рекламных акциях торговой сети с соответствующей оплатой за проведение акции и скидкой на поставляемый в период акции товар, что запрещено частью 6 и частью 12 статьи 9 Закона о торговле. В соответствии с частью 11 статьи 9 Закона о торговле такого рода услуги могут оказываться на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг;

- сроки оплаты товаров поставщику не разделяются по срокам годности товаров, и во многих случаях наблюдается явное превышение установленных в договорах поставки сроков оплаты товара над предельными сроками оплаты, установленными для товаров с соответствующим сроком годности в части 7 статьи 9 Закона о торговле. При этом в большинстве случаев отсрочка платежей за реализованный товар по договору поставки и фактическая отсрочка платежей совпадают. В ряде случаев установленный в договорах поставки срок оплаты продовольственных товаров превышает максимальный срок сорок пять календарных дней, установленный в части 7 статьи 9 Закона о торговле.

По имеющейся в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу информации совокупные дополнительные платежи поставщиков в пользу торговых сетей до 01 февраля 2010 года составляли в среднем по крупнейшим торговым сетям около 10% от общего объема товарооборота учитываемых поставщиков. Около 8,5% в среднем (то есть около 85% от величины совокупных дополнительных выплат) составляет доля премий и бонусов в общем товарообороте учитываемых поставщиков. Оставшиеся 1,5% составляют штрафы и платежи за маркетинговые, рекламные и прочие услуги. Однако следует учитывать, что торговые сети устанавливают различные размеры дополнительных выплат для поставщиков, при этом даже в рамках одной сети объем совокупных выплат в целом (и премий, бонусов, платежей за услуги в отдельности) как для поставщиков аналогичной продукции, так и для организаций, поставляющих сопоставимые объемы продукции, различен.

В ходе проведения контрольных мероприятий Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу в адрес поставщиков продовольственных товаров были направлены опросные листы. На настоящий момент в Управление поступило более 100 ответов поставщиков продовольственных товаров с представленной информацией о существующей практике договорных отношений между поставщиками и торговыми сетями. Жалобы поставщиков на создание преференций для местных поставщиков и производителей на территории региона в Санкт-Петербургское УФАС России не поступали.

Данные проверки проводились Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу в рамках первого этапа - оценки договоров поставки, заключенных до 01.02.2010 (дня вступления в силу Закона о торговле), на предмет выявления условий договоров, содержащих требования, противоречащие нормам Закона о торговле. Основной целью первого этапа являлось проведение мониторинга сложившейся практики взаимоотношений торговых сетей и поставщиков продукции.

На основании изложенного, по результатам проведенных проверок при установлении фактов несоответствия заключенных торговыми сетями договоров с поставщиками продовольственных товаров требованиям Закона о торговли, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу были выданы рекомендации проверяемым торговым сетям по устранению выявленных признаков нарушений положений Закона о торговле. Также Санкт-Петербургским УФАС России было рекомендовано при заключении договоров поставки учитывать положения статьи 13 Закона о торговле, которая запрещает хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, создавать дискриминационные условия, навязывать контрагенту условия, перечисленные в указанной статье, а также осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.

После 1 августа 2010 года Санкт-Петербургским УФАС России будет проведен второй этап анализа договорных практик между поставщиками продовольственных товаров и торговыми сетями, осуществляющими деятельность на рынке услуг розничной торговли на территории Санкт-Петербурга, в том числе, оценка условий договоров поставки, заключенных после вступления в силу Закона о торговле и приведенных в соответствие с Законом.

В настоящее время штрафные санкции за нарушение положений Закона о торговле действующим законодательством не предусмотрены - проект поправок к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях находится на рассмотрении.