ООО "ГЦКС" заставил жителей г. Красное Село дважды оплачивать обслуживание и ремонт переговорно-замочных устройств


25 марта 2011 года Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России признала нарушение статьи 10 Федерального закона РФ "О защите конкуренции" №135-ФЗ в действиях ООО «Городской центр коммунального сервиса».

В Санкт-Петербургское УФАС России обратилось ООО "Сезам-СП" с жалобой на действия управляющей компании ООО «ГЦКС», в которых, по мнению заявителя, усматривается нарушение Федерального закона «О защите конкуренции», выразившееся в ограничении конкуренции и ущемлении интересов ООО «Сезам СП», работающего на рынке услуг по техническому обслуживанию и ремонту переговорно-замочных устройств (ПЗУ) в многоквартирных домах г. Красное Село.

ООО «Сезам-СП» является участником рынка услуг по техническому обслуживанию ПЗУ на территории Санкт-Петербурга, в том числе на территории г. Красное Село Санкт-Петербурга. ООО «Сезам СП» оказывает услуги по обслуживанию ПЗУ, в том числе и в многоквартирных домах, переданных в управление ООО «ГЦКС» в 2008 году.

В ряде многоквартирных домов г. Красного Села Санкт-Петербурга ООО «Сезам-СП» в 2005 году установило ПЗУ и стало оказывать услуги по техническому обслуживанию этих ПЗУ на основании договоров на техническое обслуживание и ремонт ПЗУ с жильцами через доверенное лицо. При этом оплата услуг гражданами производилась по отдельным квитанциям.

В марте 2009 года управляющая компания ООО «ГЦКС» направила в адрес «Сезам-СП», а также в адрес СПб ГУ «ЖА Красносельского района СПб» письма из которых следует, что ООО «ГЦКС» 13.03.2009 заключила договор №5-КС с ООО «Ренард» на техническое обслуживание ПЗУ. При этом договор касался также ПЗУ, обслуживание которого уже осуществляло ООО «Сезам-СП».
ООО «ГЦКС» направило письмо руководителям организаций, оказывающим услуги по обслуживанию ПЗУ, с предложением принять 18.06.2009 участие в отборе обслуживающих организаций для предоставления услуги по обслуживанию ПЗУ. ООО «ГЦКС» 19.06.2009 произвело отбор организаций по предоставлению услуг по обслуживанию ПЗУ. В результате рассмотрения предложений обслуживающих организаций ООО «ГЦКС» приняло решение о повторном заключении договора на обслуживание ПЗУ с компанией ООО «Ренард». В связи с этим ООО «ГЦКС» предложило ООО «Сезам-СП», ООО «МонтажСервис» и ООО «ВидеоСервис» расторгнуть договоры на предоставление услуг по обслуживанию ПЗУ с собственниками и нанимателями жилых/нежилых помещений, и предложило ООО «Ренард» в течение трех рабочих дней представить подписанный договор на предоставление услуг по обслуживанию ПЗУ.

На основании заключенного от 22.06.2009 между ООО «ГЦКС» и ООО «Ренард» договора на обслуживание ПЗУ, ООО «ГЦКС» включило в счета-квитанции по оплате жилищных и коммунальных услуг плату за обслуживание ПЗУ, которую до этого момента жильцы оплачивали отдельно согласно договорам с ООО «Сезам-СП». ООО «ГЦКС» письмом в адрес ООО «Сезам СП» информировало, что в счет-извещение за май месяц 2009 года для жильцов будут внесены начисления за обслуживание ПЗУ.

В 2009 году жильцы МКД стали обращаться в адрес ГУ «ЖА Красносельского района СПб», ГУП «Вычислительный центр коммунальных платежей» и ЖЭУ №4 Красносельского района СПб с жалобами о том, что в квитанции об оплате коммунальных платежей включена статья «за обслуживание ПЗУ», т.е. жильцы были вынуждены дважды оплачивать одну и ту же услугу. При этом жители не имели возможности отказаться от оплаты услуги по техническому обслуживанию ПЗУ в связи с тем, что она была включена в единую счет-квитанцию с жилищно-коммунальными услугами.

Вместе с тем, материалы дела также свидетельствуют о том, что на период рассмотрения дела ООО «Сезам-СП» продолжало оказывать услуги по техническому обслуживанию ПЗУ в МКД, находящихся в управлении ООО «ГЦКС».

В соответствии с действующем законодательством, часть системы ПЗУ, выходящая за пределы квартир, является общей долевой собственностью жителей парадной, которые приобрели ПЗУ, а часть ПЗУ, находящаяся внутри квартир жителей, является индивидуальным имуществом жителей. Включение ПЗУ в состав общего имущества многоквартирного дома должно осуществляться на основании решения собственников помещений в многоквартирном доме. Техническое обслуживание ПЗУ, которое не включено в состав общего имущества, осуществляется на основании индивидуальных договоров с собственниками либо с представителем собственников, проживающих в одном подъезде (многоквартирном доме). Плата за обслуживание ПЗУ не подлежит обязательному включению в единый Счет за жилищно-коммунальные услуги, и включается в упомянутый Счет только после волеизъявления собственника помещения, закрепленного в письменном виде.

ООО «ГЦКС», являясь доминирующим хозяйствующим субъектом на рынке услуг по управлению МКД в географических границах поселка Красное Село, в рамках своей деятельности по управлению МКД заключило договор с другой организацией (ООО «Ренард»), на ремонт и техническое обслуживание ПЗУ, которое не включено в состав общего имущества МКД, переданного ООО «ГЦКС», и, которое уже обслуживалось ООО «Сезам-СП» на основании действующих договоров с жильцами МКД, а также, включив в единые счета-квитанции на жилищно-коммунальные услуги плату за содержание ПЗУ, тем самым необоснованно создало препятствие доступа ООО «Сезам-СП» на рынок услуг по обслуживанию ПЗУ и ограничило конкуренцию на этом рынке.

Указанные действия являются нарушением части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
Вместе с тем Комиссия установила, что на момент принятия решения, в административно-территориальных граница г.Красное Село Санкт-Петербурга увеличилось количество МКД в связи с вводом в эксплуатацию в 2010 году МКД нового строительства. Таким образом, на момент принятия Комиссией решения доля ООО «ГЦКС» на рынке услуг по управлению МКД снизилась до 34% и в соответствии со ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» ООО «ГЦКС» не занимает доминирующее положение на рынке услуг по управлению МКД.

Рассмотрев обстоятельства дела, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приняла решение признать действия ООО "ГЦКС", выразившиеся в создании препятствий доступу ООО «Сезам-СП» на рынок услуг по обслуживанию ПЗУ в географических границах г. Красного Села Санкт-Петербурга путем оказания услуг населению по техническому обслуживанию и ремонту ПЗУ и включения платы за услуги по «содержанию и ремонту ПЗУ» в счета-извещения за жилищно-коммунальные услуги жильцам МКД, обслуживание ПЗУ в которых осуществлялось ООО «Сезам-СП» согласно договорным отношениям с жильцами, нарушением пункта 1 статьи 10 Закона РФ "О конкуренции". Предписание не выдано в связи с тем, что на момент вынесения решения ООО «ГЦКС» не занимает доминирующего положения на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в географических границах г. Красного Села Санкт-Петербурга