Разъяснения по вопросу предоставления доступа операторам связи в многоквартирные жилые дома для размещения оборудования с целью оказания услуг связи

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 Закона о защите конкуренции), если установлено, что такие соглашения приводят или могут принести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены соглашения о создании хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

По мнению ФАС России, действия организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, в отношениях с операторами связи могут быть рассмотрены на предмет соответствия положениям статьи 11 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В случае если хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на рынке услуг по управлению многоквартирными домами, отказ операторам связи в размещении оборудования с целью оказания услуг связи может содержать признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, обращаем внимание, что установление доминирующего положения управляющих организаций на товарных рынках, ограниченных продуктовыми границами услуг по управлению многоквартирными жилыми домами, возможно в географических границах административного образования, если доля таких организаций удовлетворяет условиям, установленным в статье 5 Закона о защите конкуренции.

Одновременно сообщаем, что при рассмотрении обращений по вопросу предоставления доступа операторам связи в многоквартирные жилые дома необходимо выявить альтернативные способы организации услуги доступа к сети Интернет и исследовать их взаимозаменяемость.

Вместе с тем, обращаем внимание на следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных Жилищным кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.

Органами управления жилищного кооператива, в соответствии со статьей 115 Жилищного кодекса, являются: общее собрание членов жилищного кооператива, конференция (если число участников общего собрания членов жилищного кооператива более пятидесяти и это предусмотрено уставом жилищного кооператива), правление жилищного кооператива и председатель правления жилищного кооператива.

Согласно части 1 статьи 116 Жилищного кодекса высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание членов кооператива (конференция).

Частью 2 статьи 117 Жилищного кодекса установлено, что решение общего собрания членов жилищного кооператива, принятое в установленном порядке, является обязательным для всех членов жилищного кооператива.

В соответствии с частью 3 статьи 118 Жилищного кодекса правление жилищного кооператива осуществляет руководство текущей деятельностью кооператива, избирает из своего состава председателя кооператива и осуществляет иные полномочия, не отнесенные уставом кооператива к компетенции общего собрания членов кооператива.

Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит па праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесушие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

При этом собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 Жилищного кодекса).

По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц (часть 4 статьи 36 Жилищного кодекса).

Согласно части 2 статьи 44 Жилищного кодекса принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, а также об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

 

Из изложенного следует, что жилищно-строительный кооператив распоряжается общим имуществом в многоквартирном доме в пределах, определенных в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.