А.Н. Беляев: «Новая федеральная контрактная система - это более сбалансированный подход к интересам и заказчика, и поставщика»

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Как известно, Совет Госдумы планирует рассмотреть законопроект № 68702-6 «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» во втором чтении 12 марта 2013 г.

 

А.Н. Беляев, руководитель Санкт-Петербургского УФАС России:

«Контрактную систему в России, соответственно, и контроль за ее соблюдением можно разделить на три части:

  • государственные закупки, регулируемые 94-ФЗ;
  • закупки отдельными видами юридических лиц, регулируемые 223-ФЗ;
  • государственный оборонный заказ, регулируемый 275-ФЗ.

Безусловно, 94-ФЗ сыграл положительную роль в плане антикоррупционного воздействия, развития малого и среднего бизнеса. Он создал систему размещения государственных заказов, открытости и прозрачности, с возможностью использования самых современных технических и информационных возможностей. Практика по контролю в области размещения госзаказа наработана: в 2012 г. в Санкт-Петербургское УФАС России поступило около 3200 жалоб (в 1,5 раза больше, чем в 2011 г.), что составляет 52% от общего количества поступивших жалоб в антимонопольные органы Северо-Западного региона.

Однако несовершенства действующего закона для нас очевидны. В первую очередь должны быть расширены возможности, вариантность государственных закупок. Часто трудности возникают в случаях, где нужно обеспечить непрерывность цикла предоставления услуг (например, по питанию в детских учреждениях, лекарственному обеспечению групп лиц с тяжелыми заболеваниями, которым необходимо непрерывное наличие жизненно необходимых лекарств в аптеках) или где цели госзаказа особо сложные (например, в науке, реставрации памятников культуры и т.д.).

Новый закон о федеральной контрактной системе (ФКС) эти проблемы в целом решает. Он дает более сбалансированный подход к интересам и заказчика, и поставщика. Поэтому мы поддерживаем его принятие и надеемся, что, по крайней мере, не позднее начала 2014 г. он уже вступит в силу.

 

Что касается второго вида закупок (223-ФЗ), то мы надеемся, что в перспективе он будет приближен по своему действию к новому закону о ФКС. Должна быть введена единообразная административная ответственность, наступающая как в отношении государственных заказчиков, так и в отношении заказчиков среди акционерных обществ, которые попадают под 223-ФЗ. Пока 223-ФЗ не предусматривает никакой ответственности за нарушения, допущенные в ходе размещения заказов юридическими лицами и это существенный недостаток этого закона. В возможности этого закона, как инструмента контроля за деятельностью заказчиков, участники размещения такого рода заказов просто не верят, поэтому жалоб пока минимальное количество (в 2012 г. рассмотрены 52 жалобы). Хотя практика показывает, что юридические лица ответственно относятся к нашим предписаниям.

 

Также стоит отметить, что с этого года совместно с Федеральной службой по оборонному заказу антимонопольная служба будет осуществлять контроль над государственным оборонным заказом, прежде всего, в части необоснованного завышения цен на товары и услуги, поставляемые хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение.»