Объединение Жилкомсервисов не решит вопрос о качестве обслуживания
Санкт-Петербургское УФАС России располагает информацией из СМИ о том, что Вице-губернатор Санкт-Петербурга Кичеджи В. Н. на совещании в Жилищном Комитете Санкт-Петербурга с участием представителей районных Администраций города озвучил позицию о необходимости изменения системы управления многоквартирными жилыми домами Санкт-Петербурга.
По имеющейся информации, Жилищному Комитету Санкт-Петербурга поручено разработать предложения о создании единой управляющей компании, либо о передаче зданий на баланс поставщиков ресурсов – ГУП «ТЭК СПб» или ГУП «Водоканал СПб».
В связи с этим Управление считает необходимым сообщить о следующих обстоятельствах.
Сфера ЖКХ в Санкт-Петербурге требует значительных мер по развитию конкуренции, которые могут благоприятно сказаться на развитии конкуренции в регионе в целом. Объединение Жилкомсервисов в одну компанию, может привести к созданию доминирующего хозяйствующего субъекта в Санкт-Петербурге. При этом вопрос качественного обслуживания останется не решенным.
В соответствии с принципами реформы жилищно-коммунального хозяйства, важнейшим элементом реформы является создание конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищной сферы, что позволит собственникам жилья и объектов коммунального назначения выбирать для получения услуг ту организацию, которая сможет обеспечить необходимый уровень качества работ и услуг по наиболее низким ценам.
По мнению Управления, принятие озвученных Вице-губернатором мер, может привести к ограничению конкуренции на рынке соответствующих услуг, а также к нарушению прав собственников помещений в многоквартирных домах.
В связи с этим Санкт-Петербургское УФАС России направило письмо Губернатору Санкт-Петербурга с просьбой провести проверку указанных фактов и по результатам проведения проверки принять соответствующие меры по предотвращению возможного нарушения антимонопольного законодательства со стороны органов власти Санкт-Петербурга.
Для справки:
Рынок услуг по управлению многоквартирными домами в Санкт-Петербурге является низко концентрированным рынком. Степень концентрации рынка за последние два года остается стабильной или несколько снизилась. Доминирующие хозяйствующие субъекты на рынке отсутствуют.
Вместе с тем конкуренцию на рынке нельзя назвать достаточно развитой. Конкуренция не является пока достаточным стимулом для повышения качества и снижения цен на жилищно-коммунальные услуги (в зависящей от управляющих организаций составляющей).
При этом проблемами, сдерживающими развитие конкуренции, являются:
- недостаточная организованность и активность собственников жилья по формированию рационального потребительского поведения на рынке (прежде всего медленное формирование ТСЖ, формальное отношение к выбору управляющей компании);
- неоправданное административное вмешательство и создание неравных условий участникам рынка при получении в управление многоквартирных домов.
Для развития конкуренции и выстраивания цивилизованных рыночных отношений в сфере ЖКХ требуется предпринять следующие меры:
- развитию конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами способствовала бы приватизация Жилкомсервисов.
- необходимо инициировать разработку обязательных (или рекомендуемых) регламентов - правил взаимоотношений населения, управляющих организаций и привлекаемых подрядных организаций. Законодательство должно четко регламентировать работу управляющих организаций, определить понятие «деятельность по управлению многоквартирным домом», предъявить соответствующие требования к управляющим организациям;
- необходимо разработать на федеральном или региональном уровне порядок передачи домов в управление от одной управляющей организации к другой законно выбранной организации, установив перечень передаваемых документов, сроки передачи, исчерпывающий перечень оснований для отказов в передаче;
- необходимо рассмотреть вопрос о регулировании цен на базовые жилищные услуги. Разрешать брать плату за дополнительные услуги только на основании общего решения собственников. Предусмотреть обязанность органов власти осуществлять контроль за применяемыми в расчетах платы за коммунальные услуги фактическими объемами потребленных ресурсов. Возможно, следует предусмотреть осуществление финансовой проверки деятельности управляющих организаций;
Кроме того, необходим перенос усилий районных администраций и ГУ ЖА с непосредственного неформального регулирования распределения жилищного фонда между управляющими организациями на эффективную помощь в создании ТСЖ гражданами – собственниками жилья и проведение конкурсов по управлению многоквартирными домами в случаях, когда граждане сами не проявили достаточной инициативы, с выставлением на конкурс небольших объемов жилищного фонда, доступных для обслуживания фирмами, впервые входящими на рынок.
Развитию конкуренции в сфере управления жилищным фондом способствовало бы также формирование городской властью общего информационного фона (например, размещение на официальных сайтах информации о намерениях Администрации провести общие собрания собственников), ведение разъяснительной работы с населением о распределении прав и обязанностей в данной сфере, необходимости своевременной оплаты жилищно-коммунальных услуг, в частности, в связи с изменениями в жилищном законодательстве. По мнению некоторых управляющих компаний, они не должны брать на себя весь объем данной работы, поскольку меняющиеся общие организационные условия при проведении реформы ЖКХ определяются не ими, а государством.
Статистика:
В качестве продавцов услуг по управлению многоквартирными домами в Санкт-Петербурге выступают следующие основные группы хозяйствующих субъектов: Жилкомсервисы и иные управляющие организации.
В Санкт-Петербурге насчитывается более 40 Обществ с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № …….района» - организаций, представляющих собой реорганизованные в коммерческие структуры бывшие государственные жилищно-эксплуатационные организации, обслуживавшие закрепленный за ними жилищный фонд в определенных административных районах Санкт-Петербурга. Совокупная доля на рынке организаций «Жилкомсервис» ежегодно снижается: например, доля в 2007 году составила около 60%, в 2011 году- 45-50%.
Кроме того, в Санкт-Петербурге насчитывается около 80 частных компаний различного происхождения, оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами. Их число оценивалось как 35 – 45%. Есть факты входа на рынок новых организаций малого бизнеса, в частности, созданных бывшими менеджерами более крупных управляющих компаний.
Существуют крупные управляющие компании (в основном это Жилкомсервисы, либо компании, созданные на базе Жилкомсервисов), обслуживающие сотни жилых домов. Некоторые из них получили в управление жилищный фонд по конкурсам, проводимым органами власти для управления домами, где не выбран способ управления.
Существует также несколько десятков небольших управляющих компаний, созданных на базе ТСЖ и ЖСК, обслуживающих 1 – 3 дома, либо созданных строительными компаниями для управления построенными ими домами.