Осуществление госзакупок в рамках программы «Модернизация здравоохранения в 2011 году» не соответствует антимонопольному законодательству

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт – Петербургу в 2012 году были проведены внеплановые выездные проверки в отношении производителя рентгенодиагностического оборудования ЗАО «Научно – исследовательская производственная компания «Электрон», а также учреждений здравоохранения Санкт - Петербурга СПб ГБУЗ «Городская Александровская больница» и СПб ГБУЗ «Городская больница Святой Преподобномученницы Елизаветы» на предмет соответствия действий указанных лиц антимонопольному законодательству в части соблюдения запрета на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия при осуществлении государственных закупок рентгенодиагностического оборудования в рамках программы «Модернизация здравоохранения в 2011 году».

В ходе проведения контрольных мероприятий был проведен осмотр документов, помещений (включая производственные), а также предметов проверяемых лиц, в том числе служебных компьютеров сотрудников проверяемых лица (включая их служебную электронную переписку).

 

В результате анализа документов, полученных в ходе проведения проверок и сведений, имеющихся в Санкт – Петербургском  УФАС России установлено следующее:

1) государственными заказчиками в технической части аукционных документаций на поставку рентгенодиагностического оборудования в 2011 году устанавливались требования к товарам по согласованию и с учетом рекомендаций ЗАО «НИПК «Электрон», которым могли соответствовать исключительно рентгенаппараты производства ЗАО «НИПК «Электрон»,

2) осуществление незаконного обмена информацией между государственными заказчиками и участником открытого аукциона в электронной форме ЗАО «НИПК «Электрон» в ходе проведения процедур размещения государственного заказа, в том числе, в части консультаций по основаниям отказа в допуске другого участника торгов;

 3) нарушение государственным заказчиком порядка обоснования максимальной (начальной) цены государственного контракта, которая устанавливалась, исходя из предложений, полученных исключительно через  ЗАО «НИПК «Электрон»;

4) получение через государственных заказчиков доступа ЗАО «НИПК «Электрон» к информации, содержащейся в первых частях заявок других участников торгов, которое давало указанной коммерческой организации необоснованное конкурентное преимущество по отношению к другим участникам торгов;

5) применяемая Комитетом по здравоохранению Санкт – Петербурга процедура согласования аукционных документаций в учреждениях здравоохранения Санкт – Петербурга привела к установлению технических требований к товару, создающих препятствия осуществления деятельности хозяйствующим субъектам на рынке поставок рентгенодиагностического оборудования;

6) ЗАО «НИПК «Электрон» указывало на российское происхождение аппаратов палатных рентгенографических, которые не были полностью произведены или подвергнуты  достаточной переработке в соответствии с критериями достаточной переработки для признания страной их происхождения РФ.

 

Таким образом, Санкт – Петербургском  УФАС России в действиях проверяемых лиц, а также Комитета по здравоохранению Санкт – Петербурга были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства и возбуждены соответствующие дела.

 

По итогам рассмотрения дел Санкт – Петербургским УФАС России были приняты следующие решения:

1) признать в действиях СПб ГБУЗ «Городская Александровская больница»,  СПб ГБУЗ «Городская больница Святой Преподобномученницы Елизаветы» и ЗАО «НИПК «Электрон» нарушение пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившееся в достижении и реализации  ограничивающего конкуренцию соглашения (устной договорённости), которое привело к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на рынок поставки  медицинского рентгенодиагностического оборудования для государственных и муниципальных нужд при осуществлении государственных закупок медицинской техники в 2011 году (дела №К08-181/12 и №К08-182/12);

2) признать в действиях организаторов торгов СПб ГБУЗ «Городская Александровская больница» и  СПб ГБУЗ «Городская больница Святой Преподобномученницы Елизаветы» нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в создании ЗАО «НИПК «Электрон» преимущественных условий участия в аукционах на закупку рентгенодиагностического оборудования в 2011 году (дела №К08 - 185/12 и №К08 – 186/12);

3) признать в действиях Комитета по здравоохранению Санкт – Петербурга нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в применении процедуры согласования аукционных документаций в учреждениях здравоохранения Санкт – Петербурга, которая привела к установлению технических требований к товару, создающих препятствия осуществления деятельности хозяйствующим субъектам на рынке поставок рентгенодиагностического оборудования (дело №К08 – 282/12);

4) признать в действиях ЗАО «НИПК «Электрон», выразившихся в указании на российское происхождение поставляемых по государственным контрактам в государственные бюджетные учреждения здравоохранения Санкт – Петербурга рентгенодиагностических аппаратов, что противоречит нормам таможенного законодательства, требованиям добропорядочности и может причинить убытки другим хозяйствующим субъектам, нарушение части 1 статьи 14, пункта 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции (дело №К08-183/12).

 

Также вышеуказанным лицам, по результатам рассмотрения дел, были выданы предписания о недопущении действий, которые могут привести к ограничению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

 

Кроме того, Санкт – Петербургским УФАС России были направлены рекомендации в адрес Правительства Санкт – Петербурга о внесении изменений в нормативные акты по вопросам взаимодействия исполнительных органов власти при размещении государственного заказа Санкт – Петербурга на закупку медицинского оборудования для учреждений здравоохранения Санкт – Петербурга с целью предотвращения нарушения антимонопольного законодательства, которые были учтены и в настоящий момент проводится работа по внесению изменений в нормативную базу, касающуюся порядка согласования Комитетом по здравоохранению Санкт – Петербурга документации на закупку медицинского оборудования для учреждений здравоохранения Санкт – Петербурга.