Дополнительная информация по вопросу несанкционированной СМС-рассылки
В 2013 г. Санкт-Петербургское УФАС России зарегистрировало около 400 обращений граждан о поступлении в нарушение части 1 статьи 18 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ на номера мобильных телефонов СМС-рекламы в отсутствие согласия абонентов, большая часть из которых передана Санкт-Петербургскому УФАС России для рассмотрения по подведомственности Прокуратурой Санкт-Петербурга, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу, ФАС России.
В связи со значительным увеличением количества обращений, а также в связи с отсутствием надлежащих правовых механизмов для пресечения распространения несанкционированных рекламных сообщений, Санкт-Петербургское УФАС России совместно с представителями контролирующих органов, мобильных операторов (ОАО «Мегафон», ОАО «Вымпел-Коммуникации», ОАО «МТС», ОАО «Теле2»), а также органов ГУВД и Прокуратуры провело рабочее совещание, на котором были обсуждены следующие вопросы:
- Анализ ситуации, связанной с распространением несанкционированной абонентом смс рекламы в Санкт-Петербурге.
- Разграничение рекламных и информационных сообщений. Правовые основания для рассылки смс рекламы. Ответственность операторов и иных, привлекаемых ими лиц, за ее несанкционированную рассылку.
- Законность получения и использования хозяйствующими субъектами номеров телефонов абонентов для рассылки смс рекламы.
- Возможные способы пресечения несанкционированной рассылки смс рекламы. Судебная практика. Проект ФЗ «О связи». Разрешат ли готовящиеся изменения в ФЗ «О связи» проблему несанкционированной рассылки смс рекламы.
По результатам рабочей встречи участники решили:
- Довести до сведения граждан через СМИ следующую информацию:
1.1. Права граждан и возможные варианты отказа от получения рекламы:
Подписывая договор с оператором связи, абонент соглашается со всеми условиями оказания услуг связи, которые размещены на сайте оператора в качестве публичной оферты. В соответствии с указанными условиями, абонент, вне зависимости от момента заключения договора, соглашается на весь срок его действия на получение рекламы, а также на использование сведений об абоненте в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке. При этом данными условиями предусмотрен отказ от получения рекламы путем предоставления оператору соответствующего письменного уведомления. По указанному основанию до обращения в антимонопольные органы абонентам следует самостоятельно обратиться к оператору связи, направив письменный отказ.
В случае отсутствия ответа в установленный срок и продолжения поступления рекламных сообщений, направлять заявление в Санкт-Петербургское УФАС России. Заявление составляется в произвольной форме на имя руководителя Управления с указанием имени и места нахождения (адреса) заявителя. При этом в обязательном порядке к обращениям следует приложить копии следующих материалов: обращения к оператору связи, фотографических снимки сообщений с экрана мобильного телефона, распечатку звонков и сообщений, полученных от оператора связи, в также договор на оказание услуг мобильной связи.
Дополнительно, в соответствии с ФЗ «О персональных данных» выразить в своем обращении согласие на передачу Ваших персональных данных оператору мобильной связи или 3-им лицам – сторонам по отправке СМС рекламного характера, а при необходимости - правоохранительным органам для проведения оперативно-розыскной деятельности (образец заявления приложен ниже).
В случае не предоставления необходимых для рассмотрения обращения документов для проведения расследования по фактам, изложенным в заявлениях, в течение месячного срока, установленного законодательством для рассмотрения обращений граждан, антимонопольные органы будут вынуждены отказать в возбуждении производства по делу.
1. 2. Сложная ситуация, связанная с применением антимонопольными органами части 1 статьи 18 Федерального закона о рекламе:
При получении рекламы посредством СМС или электронной почты, где в качестве отправителя указан буквенный или буквенно-цифровой адрес отправителя (на латинице), установить фактического распространителя сообщения чрезвычайно сложно, даже посредством привлечения операторами к поиску собственных служб безопасности и правоохранительных органов. Данные отправители работают вне правового поля, не имея договорных отношений с операторами мобильной связи. В настоящее время у операторов связи отсутствуют полномочия на блокировку спама. Для исправления сложившейся ситуации на сегодняшний день планируется внесение изменений в законодательство РФ. В настоящее время в стадии разработки находится Проект закона «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О связи», в котором планируется предоставить операторам связи правовые механизмы противодействия массовой рассылке, введя понятие «спам».
1.3. Способы предупреждения поступления СМС-рекламы:
Гражданам при заполнении анкет в предприятиях торговли или работающих в сфере услуг, необходимо внимательно ознакомиться с информацией, содержащейся в анкете. Если в анкете содержится пункт, согласно которому потребитель соглашается на получение СМС-рекламы и передачу его персональных данных организациям партнерам или иным 3-им лицам для получения информации об акциях, скидках и др., следует дополнительно указать о своем отказе или поставить соответствующий знак, в случае наличия выбора.
При оплате услуг мобильной связи в терминалах (например, НОВОПЛАТ, QIWI) абонент, согласно условиям оказания услуг, размещенных в разделе «Информация», автоматически дает согласие на обработку своих персональных данных и их использование для рассылки СМС-рекламы. Во избежание получения СМС-рекламы использовать другие способы осуществления платежа.
2. До принятия изменений и дополнений в ФЗ «О связи» определить механизмы – порядок взаимодействия участников совещания в случаях массовой рассылки СМС-рекламы, содержащей буквенно-цифровой адрес от другого отправителя.
3. Санкт-Петербургскому УФАС России - разработать предложения о внесении дополнений и изменений в ФЗ «О рекламе» в части привлечения рекламодателя к ответственности за нарушение части 1 статьи 18 настоящего Закона, а также расширить определения «рекламодатель» - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования лицо, заинтересованное в его продвижении лицо. Направить предложение в Законодательное собрание Санкт-Петербурга для обращения с законодательной инициативой в Государственную Думу Российской Федерации.
По итогам совещания специалисты Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу, Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу одобрили резолюцию, а представители мобильных операторов обязались внести свои дополнения.