Вадим Владимиров: антимонопольный орган за здоровую конкуренцию в сфере госзакупок

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

19 мая 2016 года руководитель Санкт-Петербургского УФАС России Вадим Владимиров принял участие в круглом столе на тему «Распределение госзаказа среди петербургских подрядчиков», организованном газетой «Деловой Петербург».

 

В своем приветственном слове он отметил, что антимонопольный орган с большим вниманием относится к взаимодействию с прессой, как с важнейшим элементом гражданского общества. «Надо сказать, что Деловой Петербург» - это площадка, которая позволяет нам сверять часы с другими органами государственной власти, в частности, с Комитетом госзаказа Петербурга».

 

Затем руководитель управления рассказал о результатах по контролю в сфере госзакупок за первый квартал 2016 года:

- количество рассмотренных жалоб 1292, что на 37% больше, чем в аналогичный период 2015 года (942);

- из них 69% необоснованных (891 жалоба), остальные обоснованные.

 

«Такой высокий процент необоснованных жалоб может говорить о том, что идет массированная атака на инструмент госзакупок», - отметил Вадим Владимиров.

 

Самыми распространёнными нарушениями, которые характерны для заказчиков являются следующие:

 

- при описании объекта закупки заказчик указывает нестандартные показатели товара и одновременно требует соответствие этого товара ГОСТу.

Например, в техзадании заказчик установил требование к модулю упругости при растяжении профиля поворотного - 1800 МПа. И одновременно заказчик требует, чтобы он соответствовал ГОСТу, в котором показатель составляет не менее 2100 МПа (нарушение п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе);

 

- отсутствие надлежащей инструкции по заполнению заявки в аукционе (п. 2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе);

 

- установление заказчиком ненадлежащего порядка оценки конкурсных заявок по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» (нарушение п.9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе).

 

«Практика Санкт-Петербургского УФАС показывает, что зачастую заказчики детально не расписывают порядок оценки заявок по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» и, соответственно, заявки оцениваются субъективно. Мы же требуем от госзаказчиков, чтобы критерии были просты и понятны участникам закупки. К таким критериям можно отнести: опыт, наличие трудовых, материальных, финансовых ресурсов и деловую репутацию, подтвержденную отзывами заказчиков или сертификатами ISO», - пояснил руководитель антимонопольного органа.

 

Он также отметил, что не всегда добросовестно действуют и участники закупки, и привел один из недавних примеров, когда участник в качестве подтверждения опыта по успешному выполнению работ предоставил договор от апреля 2013г., в то время как организация участника была создана лишь в декабре того же года.

 

Далее Вадим Владимиров привел статистику по постоянным жалобщикам.

 

За период с января по май 2016 г. в Санкт-Петербургское УФАС регулярно поступают жалобы от:

- ООО «Стройинвест» (г.Уфа) - 67, из которых 64% необоснованных;

- ООО «Спецстрой» - 66, 52% необоснованных;

- ООО «ГарантСтрой» - 49, 58% необоснованных;

- ООО «Неолит» – 45, 80% необоснованных;

- ООО «Лидер» - 35, 54% необоснованных.

 

«Постоянные жалобщики – это проблема. Но в соответствии с законом мы обязаны рассматривать их жалобы», - сказал он.

 

В завершение доклада руководитель антимонопольного органа отметил, что Санкт-Петербургское УФАС России, как приверженец принципов здоровой конкуренции, будет делать все возможное, чтобы количество участников госзакупок расширялось, и процедуры торгов проходили строго в рамках действующего законодательства Российской Федерации.