Избавиться от телефонного спама помогут только изменения в Законах о связи и рекламе - УФАС

Санкт-Петербург, 13 марта (Ирина Васильева). Избавиться от телефонного спама можно только в том случае, если будут внесены соответствующие изменения и дополнения в федеральные Закон о рекламе и Закон о связи. На данный момент операторы связи не имеют правовых механизмов для блокировки спама. Об этом заявила начальник отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе УФАС по Петербургу Наталья Плошкина, передает корреспондент «БалтИнфо».

Всемирный день защиты прав потребителей проводится ежегодно 15 марта под эгидой ООН, начиная с 1994 года. В этом году этот день пройдет под девизом «Укрепим наши телефонные права! Правосудие для потребителей мобильной связи».

«Мы все являемся потребителями этой услуги, видим, как динамично развивается мобильная связь. Согласно информации, предоставленной операторами, в прошлом году количество потребителей в Петербурге превысило 20 млн. человек. Количество обращений в адрес Роспотребнадзора за последние 3 года возросло в два раза», - подчеркнула Анна Нефедова, заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Петербургу.

По словам начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Петербургу Галины Герцевой, в марте, в рамках празднования Всемирного дня защиты потребителей состоялось заседание консультативного совета. В результате были подготовлены новые предложения в ЗакС.

«Одно из них – запретить операторам менять условия договора в одностороннем порядке без согласия абонента. Мы считаем, что в данном случае права потребителя нарушаются. Также предлагаем обязать оператора получать согласие потребителя о получении дополнительных услуг», - подчеркнула Герцева.

Начальник отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе УФАС по Петербургу Наталья Плошкина обратила внимание на одну из серьезных проблем, с которой сталкивается практически каждый потребитель услуг мобильной связи. Это так называемый телефонный спам. При этом, подчеркнула Плошкина, sms могут носить как рекламный, так и информационный характер.

По ее словам, с октября по декабрь 2013 года в петербургский УФАС поступило более 1,5 тыс. обращений граждан относительно несанкционированной рассылки рекламы на их мобильные телефоны. А ведь Закон о рекламе регламентирует, что получение рекламы возможно только с предварительного согласия абонента.

«В прошлом году наше управление выступило инициатором проведения совещания с приглашением операторов связи, представителей прокуратуры, чтобы решить данную проблему. Операторы не имеют правовых механизмов для блокировки сообщений. Мы предложили обратиться в федеральный антимонопольный комитет для внесения изменений и дополнений в Закон о рекламе и Закон о связи», - сообщила Плошкина.

Она пояснила, почему эту проблему не удается решить. Оператор предоставляет канал связи агрегаторам. Те заключают договоры со своими дилерами, те, в свою очередь - своим. В результате цепочка уходит в Саратов, Челябинск, Дальний Восток и упирается в физическое лицо или, в лучшем случае, индивидуального предпринимателя.

«Это удобно, поскольку штраф для физического лица в данном случае минимальный, в то время как юридическое лицо облагается штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей. Поэтому пока не будут внесены изменения в Закон о связи, который поможет обеспечить операторов связи правовыми механизмами, я не знаю, как решить эту проблему», - заявила Плошкина.