ГУПы и МУПы должны уйти с конкурентных рынков

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы России по Санкт-Петербургу, Вадим Владимиров дал интервью порталу «Национальная деловая сеть».

Вадим Валерьевич, какие направления деятельности Вы сейчас считаете наиболее важными?

В.В. – Традиционно мы пристально наблюдаем за работой естественных монополий. Это такие наши постоянные клиенты, как ОАО «Ленэнерго», ОАО «РЖД». Но есть и новые направления. Сейчас всё больше внимание приходится уделять контролю за проведением торгов. Это и торги, организуемые по 44-му федеральному закону, и торги по продаже муниципального и государственного имущества, это торги, которые проводятся хозяйствующими субъектами по 223 федеральному закону о закупках проводимых муниципальными унитарными предприятиями, государственными унитарными предприятиями, госкорпорациями, а также всеми компаниями, в капитале которых доля государства более 50%.  Это очень большой сегмент, и нам пришлось даже создать новый отдел, который называется «Отдел контроля торгов органов власти». Это настоятельное требование времени. И мы видим, по объёму заявлений, по обращениям, что это направление всё больше интересует предпринимателей и граждан.

Остаётся и реклама, и борьба с недобросовестной конкуренцией, нарушения в сфере интеллектуальной собственности…

Страна сейчас поставлена перед необходимостью ускоренными темпами реализовывать импортозамещение. В связи с этим для средних и малых предприятий возникают новые возможности, но появляются и новые тревоги. Например, в части доступа к финансовым ресурсам и кредитам коммерческих банков. Проводилась ли Вашим управлением оценка состояния рынка банковского кредитования?

В.В. – Мы считаем рынок банковских услуг Санкт-Петербурга достаточно конкурентным. Не думаю, что он может вызывать вопросы с этой стороны. Тем не менее, мониторинг проводится и, если появятся заявления, то мы их рассмотрим, но, повторю, этот рынок сегодня достаточно развит и опасений у нас не вызывает.

Какие товарные рынки сейчас находятся под особым контролем?

В.В. – Постоянно контролируется рынок продуктов питания. Мука  пшеничная,  масло подсолнечное и сливочное, мясо кур, молоко, сахар песок, соль, рис и греча. Это социально-значимые продукты питания и по ним постоянно проводится мониторинг розничных цен. По состоянию на начало апреля 2014 года – нарушений в этой сфере нет. Естественно мы занимаемся таким важным рынком, как розничная торговля нефтепродуктами. Очень важным сегодня с нашей точки зрения становится рынок лекарств. Выступая на Международном юридическим форуме, руководитель ФАС России Игорь Юрьевич Артемьев говорил, что розничные цены на лекарства в России необоснованно высоки. Они одни «из самых высоких в мире», такое выражение он употребил. Это происходит за счёт так называемой «большой фармы» - крупнейших транснациональных компаний, производителей лекарств. Они действуют на наших рынках по своим правилам и, к сожалению, пока их аппетиты обуздать не удаётся. У нашей антимонопольной службы есть программа действий, которую мы будем реализовывать в рамках Межгосударственного Совета по конкуренции, в рамках Таможенного союза и в ближайшие годы рассчитываем получить  улучшение качества лекарств и снижение цен. Когда участники таких объединений как ТС, СНГ и БРИКС договорятся о применении одинаковых правил лучших практик на рынке лекарств, по отношению к транснациональным корпорациям и крупным поставщикам лекарств -  будет гораздо легче. Подобное соглашение было принято на рынке торговли автомобилями, и мы видим, что оно работает.

Обсуждаете ли Вы вопросы развития конкуренции с губернатором Санкт-Петербурга?

В.В. – Разумеется. Мы регулярно встречаемся, но у нас разные подходы. Например, мы считаем, что ГУПы и МУПы должны уходить с конкурентных рынков, а у губернатора на этот счёт своё мнение. С точки зрения губернатора, такой ГУП как «Пассажиравтотранс» - нужен. Он позволяет обеспечивать высококачественной и безопасной услугой перевозки. Если открыть доступ на этот рынок всем желающим, то, с точки зрения губернатора, туда хлынет поток нелицензированных перевозчиков, которые будут на неправильно оборудованных автобусах, с привлечением низкоквалифицированных водителей, без соответствующих документов перевозить горожан.  Это не отвечает никаким требованиям безопасности. И эту логику можно понять. Но. При соответствующем контроле, конкуренцию на этом рынке можно развивать, а ГУПов, на рынках товаров и услуг, за исключением сферы обороны и безопасности государства, быть не должно. Это точка зрения ФАС и она поддерживается Правительством России.

Но, вообще, мы действуем в рамках Стратегии по развитию конкуренции, Дорожной карты по развитию конкуренции и Стандарта развития конкуренции. Есть такой стандарт на федеральном уровне. Отдельно должен быть разработан и принят такой документ на региональном уровне, в шести пилотных регионах, в том числе и в Санкт-Петербурге. Это документ, содержащий конкретные показатели, которые должны быть достигнуты в конкретные сроки. Например, на каком-то рынке допустим , к 2016 году должно действовать не менее 10 хозяйствующих субъектов. К этому должны стремиться чиновники. Этот стандарт должен стать руководством к действию для городских властей, но познакомиться, например, с федеральным стандартом, может любой предприниматель на сайте ФАС России.

На какие изменения в правилах обращения в Федеральную антимонопольную службу должны обратить  внимание предприниматели? Что изменилось в регламентах службы?

В.В. – Первое, о чём следует помнить – если на какую-то компанию обратила внимание антимонопольная служба, то предприниматель может считать, что его жизнь удалась. Если вы заняли на рынке долю более 35%, а тем более, выше 50% - вы «акула бизнеса». Читайте статью 10, закона о защите конкуренции. И не нарушайте. Я понимаю – всем хочется занимать доминирующее положение на рынке, устанавливать цены и не пускать конкурентов…  Но это незаконно. Вот, например, РЖД не пускает конкурентов на рынок рефрижераторных перевозок. Мы рассмотрели это дело, вынесли решение и уже выиграли суд в первой инстанции. Стивидорные компании, работающие в Морском порту, укрупнились. Осталось всего 2. Подняли цены на свои услуги. Цены считают в долларах, а курс растёт и цены повышаются ещё больше… Это предмет нашего разбирательства. Есть жалобы на Ростелеком, который ограничивает доступ к своим коммуникационным колодцам, для других операторов связи. Не так давно появилось дело о соглашении на размещение электросетевого оборудования ОАО «Ленсвет» и компании ПКК, которая в свою очередь взвинтила цены в несколько раз. Это всё примеры тех дел, которые закончены только что, или ещё находятся на нашем рассмотрении.

Мы подтверждаем своё желание рассмотреть вопрос о возбуждении антимонопольного дела о повышении цен на проезд по ЗСД. Это касается нескольких сот тысяч автомобилистов города. Дело осложняется тем, что в России пока мало аналогов, с точки зрения правовой формы, в рамках которой реализуется проект ЗСД – государственно-частное партнёрство. Кроме того, сумма вложений будет около 200 млрд. рублей. Конечно, вложенная инвесторами часть должна вернуться, но ранее рассчитанная стоимость проезда вдруг оказалась слишком маленькой, для того, чтобы в обозримой перспективе вложения инвесторов оправдались. Как формируются расценки нужно понять. Не должен страдать бизнес, но и автовладельцы не должны переплачивать. На решение вопроса о возбуждении антимонопольного дела у нас есть срок до 16 июля.

Возвращаясь к Вашему вопросу. Основные изменения в процедурах обращения в ФАС России касаются жалоб на проведение торгов по 44-ФЗ. Жалобы в электронном виде принимаются только с электронной цифровой подписью.

Есть и общие вопросы, на которые нужно обратить внимание. Обращения в антимонопольную службу должны соответствовать действующему законодательству. Для этого достаточно внимательно прочитать закон, а также те регламенты, которые размещены на сайте ФАС России. Там всё достаточно просто и разобраться можно.

Есть в нашей работе и ещё один казус. В нашем регионе уже 6 лет работает отдельное управление по Санкт-Петербургу и отдельное управление по Ленинградской области. Тем не менее, многие до сих пор обращаются сначала в наше управление, а только когда выясняется, что вопрос касается Ленинградской области, идут туда. В результате теряют время. Если факт нарушения, или сам нарушитель антимонопольного законодательства, закона о рекламе, 44-го закона о контрактной системе, расположен в области – обращайтесь в Ленинградское УФАС, если в Санкт-Петербурге – к нам.

Автор: Вадим Сафонов