Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «ВИАСМ»

Номер дела: К12-11/12
Дата публикации: 3 октября 2012, 14:03

 

           Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Чащихина С.Г.

-

заместитель руководителя управления, Председатель Комиссии;

Бабурина М.С.

-

главный специалист-эксперт отдела контроля энергетики, член Комиссии;

Тихомирова Н.Ю.

-

ведущий специалист-эксперт отдела контроля энергетики, член Комиссии,

 

рассмотрев дело №К12-11/12 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «ВИАСМ» (далее – ОАО «ВИАСМ») (местонахождение: 198206, Санкт-Петербург, ул. Чекистов, д.13, ИНН 7807002418) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  в присутствии представителей:

 

от ИП Михайловой И.В. (заявитель):

Балакирева Е.Ю. – представитель (доверенность от 01.08.2012 б/н);

Мануйлов К.К. – представитель (доверенность от 01.10.2010 б/н);

от ОАО «ВИАСМ» (ответчик):

Панкратова О.А. – представитель (доверенность от 23.05.2012 б/н).

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

  1. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление) поступило заявление от индивидуального предпринимателя Михайловой И.В. (далее – ИП Михайлова И.В.) от 02.11.2011 (вх.№14392 от 02.11.2011) в связи с действиями ОАО «ВИАСМ»  при обеспечении энергоснабжением (электроснабжением, теплоснабжением, водоснабжением/водоотведением) объектов недвижимости заявителя, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Чекистов, д.13, лит. Б.

Определением от 29.03.2012 №12/3329 Управление выделило в отдельные производства дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ОАО «ВИАСМ» части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 в действиях ОАО «ВИАСМ» при обеспечении теплоснабжением и водоснабжением/водоотведением объектов недвижимости ИП Михайловой И.В., расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Чекистов, д.13, лит. Б.

 

  1. ИП Михайлова И.В. является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Чекистов, д.13, лит. Б пом. 1Н, 5Н. (Свидетельства о государственной регистрации права серии: 78-АВ812102, 78-АГ047912, 78-АГ047911) (далее – объекты недвижимости).

ОАО «ВИАСМ» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением годового общего собрания акционеров от 24.05.2002  Протокол №8. ОАО «ВИАСМ» 15.03.1993 внесено в Единый государственный реестр юридических лиц, регистрационный номер юридического лица 1027804606741 (согласно данным выписки из ЕГРЮЛ от 22.03.2012 №60179В/2012).

Электроснабжение объектов недвижимости ИП Михайловой И.В. осуществляется по следующим договорам энергоснабжения:

- электроснабжение нежилых помещений ИП Михайловой И.В., а именно 1-Н и 5-Н, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Чекистов, д.13, лит.Б  осуществляется по договору энергоснабжения №13167 от 20.07.2011, заключенного между ООО «ЭНЕРГИЯ ХОЛДИНГ» и ИП Михайловой И.В. c разрешенной  электрической мощностью  в размере 10 кВА.

- договор энергоснабжения №14124 от 01.01.2008, заключенный между ООО «ЭНЕРГИЯ ХОЛДИНГ» и ОАО «ВИАСМ». Согласно Приложению 1.1 к указанному договору, ИП Михайлова И.В. является субабонентом с разрешенной электрической мощностью в размере 10 кВА на объекты недвижимости, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, ул. Чекистов, д.13, лит. Б, 1Н и 5Н.

В силу технологических особенностей электрических сетей, ИП Михайлова И.В. не имеет иной технической возможности обеспечить электроснабжением принадлежащие ей объекты недвижимости, минуя электросетевое оборудование ОАО «ВИАСМ».

 

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон «О естественных монополиях»):

- естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;

- субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии со статьей 4 Закона «О естественных монополиях», услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии. Услуга по перетоку электроэнергии носит естественно-монопольный характер.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

На основании вышеизложенного ОАО «ВИАСМ» является доминирующим хозяйствующим субъектом на рынке услуг по передаче (перетоку) электроэнергии на объекты недвижимости ИП Михайловой И.В., что требует соблюдения ограничений, установленных частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» - запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

 

3. Рассмотрев материалы дела К12-11/12 Комиссия отмечает следующее.

 

3.1. ИП Михайлова И.В.  включена в качестве субабонента в Договор №214124 от 01.01.2008,  заключенного между ООО «Энергия Холдинг» и ОАО «ВИАСМ», на правах  правопреемника  субабонента ООО «Регионпромсервис» с разрешенной мощностью 10 кВА, который продал нежилые помещения ИП Михайловой И.В., с разрешенной мощностью 10 кВА  (письмо  ОАО «ВИАСМ» в адрес ИП Михайловой И.В. и в адрес ООО «ЭНЕРГИЯ ХОЛДИНГ» исх.N42-01-01 от 11.05.2011).

Надлежащее технологическое присоединение энергопринимающих устройств объектов ИП Михайловой И.В. подтверждается актами №1 и №2 от 2010 г. разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей,  составленными между  ИП Михайловой И.В. и ОАО «ВИАСМ».

Письмом от 12.09.2011 исх. № 42-01-422 ОАО «ВИАСМ» уведомило ИП Михайлову И.В. о следующем: «…  в случае, если Вами не будет подписан договор «на совместное несение затрат по содержанию внешних инженерных сетей и передаточных устройств» в установленные сроки, субабонентский договор с ИП Михайловой И.В. на передачу электроэнергии заключен не будет, а договоры «на отпуск тепловой энергии в горячей воде» и «на отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод» от «09» февраля 2010 года будут расторгнуты. Передача энергоресурсов в помещения ИП Михайловой И.В. будет прекращена «01» января 2012 года».

 

ОАО «ВИАСМ»  выставляет плату за совместное (между ОАО «ВИАСМ» и потребителями энергоресурсов) несение затрат на содержание инженерных сетей и передаточных устройств нежилых зданий, расположенных  по адресу: Санкт-Петербург,  ул. Чекистов д.13  согласно смете затрат, составленной ОАО «ВИАСМ».

 

3.2. Согласно пункту 1 статьи 26 Закона «Об электроэнергетике», технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии носит однократный характер.

Согласно пункту 4 статьи 26 Закона «Об электроэнергетике», в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется.

Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (далее – Правила недискриминационного доступа), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.

 

3.3. В соответствии с частью 2 статьи 546 ГК РФ, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан.

Согласно статьи 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

 

3.4. Согласно материалам дела №К12-11/12, ОАО «ВИАСМ» является владельцем объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрической сети энергопринимающие устройства ИП Михайлова И.В. Технологическое присоединение энергопринимающих устройств  ИП Михайловой И.В осуществлено в установленном порядке, о чем свидетельствуют документы, представленные Михайловой И.В. в Управление.

 

В отношениях по электроснабжению объектов  ИП Михайловой И.В. ОАО «ВИАСМ» является владельцем электросетевого оборудования, через которое ИП Михайлова И.В. получает электрическую энергию и обязано обеспечить переток электрической энергии.

 

Материалами дела №К12-11/12 установлено, что ОАО «ВИАСМ» неоднократно направляло в адрес письма с требованиями  заключения договора на совместное несение затрат на содержание  инженерных сетей и оплаты за совместное содержание сетей под угрозой прекращения электроснабжения объектов, принадлежащих на праве собственности ИП Михайловой И.В., расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Чекистов, д.13, лит Б. (исх. №42-01-422 от 12.09.2011; исх. №42-01-334 от 17.08.2011; исх. №42-01-106 от 18.03.2011).

 

В связи с вышеизложенным, действия ОАО «ВИАСМ», выраженные  в необоснованном требовании  заключения договора на совместное несение затрат на содержание  инженерных сетей и оплаты за совместное содержание сетей под угрозой прекращения электроснабжения объектов принадлежащих на праве собственности ИП Михайловой И.В., расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Чекистов, д.13, лит. Б., 1Н и 5Н, не соответствуют нормам действующего законодательства, ущемляют интересы Михайловой И.В., что запрещено нормами части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

 

           1. Признать наличие нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ОАО «ВИАСМ», выразившихся в необоснованном требовании  заключения договора на совместное несение затрат на содержание  инженерных сетей и оплаты за совместное содержание сетей под угрозой прекращения электроснабжения объектов принадлежащих на праве собственности ИП Михайловой И.В., расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Чекистов, д.13, лит. Б, 1Н и 5Н.

2. Выдать ОАО «ВИАСМ» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                          С.Г. Чащихина

 

Члены Комиссии:                                                                                                      М.С.Бабурина

 

        Н.Ю. Тихомирова

 

 

Решение может быть обжаловано  в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Файлы для скачивания

predpisanie.doc
Тип файла: doc
Размер файла: 0.04 МБ
stdClass Object ( [vid] => 5735 [uid] => 5 [title] => Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «ВИАСМ» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5735 [type] => solution [language] => ru [created] => 1354874982 [changed] => 1370518601 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370518601 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

           Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Чащихина С.Г.

-

заместитель руководителя управления, Председатель Комиссии;

Бабурина М.С.

-

главный специалист-эксперт отдела контроля энергетики, член Комиссии;

Тихомирова Н.Ю.

-

ведущий специалист-эксперт отдела контроля энергетики, член Комиссии,

 

рассмотрев дело №К12-11/12 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «ВИАСМ» (далее – ОАО «ВИАСМ») (местонахождение: 198206, Санкт-Петербург, ул. Чекистов, д.13, ИНН 7807002418) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  в присутствии представителей:

 

от ИП Михайловой И.В. (заявитель):

Балакирева Е.Ю. – представитель (доверенность от 01.08.2012 б/н);

Мануйлов К.К. – представитель (доверенность от 01.10.2010 б/н);

от ОАО «ВИАСМ» (ответчик):

Панкратова О.А. – представитель (доверенность от 23.05.2012 б/н).

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

  1. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление) поступило заявление от индивидуального предпринимателя Михайловой И.В. (далее – ИП Михайлова И.В.) от 02.11.2011 (вх.№14392 от 02.11.2011) в связи с действиями ОАО «ВИАСМ»  при обеспечении энергоснабжением (электроснабжением, теплоснабжением, водоснабжением/водоотведением) объектов недвижимости заявителя, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Чекистов, д.13, лит. Б.

Определением от 29.03.2012 №12/3329 Управление выделило в отдельные производства дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ОАО «ВИАСМ» части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 в действиях ОАО «ВИАСМ» при обеспечении теплоснабжением и водоснабжением/водоотведением объектов недвижимости ИП Михайловой И.В., расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Чекистов, д.13, лит. Б.

 

  1. ИП Михайлова И.В. является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Чекистов, д.13, лит. Б пом. 1Н, 5Н. (Свидетельства о государственной регистрации права серии: 78-АВ812102, 78-АГ047912, 78-АГ047911) (далее – объекты недвижимости).

ОАО «ВИАСМ» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением годового общего собрания акционеров от 24.05.2002  Протокол №8. ОАО «ВИАСМ» 15.03.1993 внесено в Единый государственный реестр юридических лиц, регистрационный номер юридического лица 1027804606741 (согласно данным выписки из ЕГРЮЛ от 22.03.2012 №60179В/2012).

Электроснабжение объектов недвижимости ИП Михайловой И.В. осуществляется по следующим договорам энергоснабжения:

- электроснабжение нежилых помещений ИП Михайловой И.В., а именно 1-Н и 5-Н, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Чекистов, д.13, лит.Б  осуществляется по договору энергоснабжения №13167 от 20.07.2011, заключенного между ООО «ЭНЕРГИЯ ХОЛДИНГ» и ИП Михайловой И.В. c разрешенной  электрической мощностью  в размере 10 кВА.

- договор энергоснабжения №14124 от 01.01.2008, заключенный между ООО «ЭНЕРГИЯ ХОЛДИНГ» и ОАО «ВИАСМ». Согласно Приложению 1.1 к указанному договору, ИП Михайлова И.В. является субабонентом с разрешенной электрической мощностью в размере 10 кВА на объекты недвижимости, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, ул. Чекистов, д.13, лит. Б, 1Н и 5Н.

В силу технологических особенностей электрических сетей, ИП Михайлова И.В. не имеет иной технической возможности обеспечить электроснабжением принадлежащие ей объекты недвижимости, минуя электросетевое оборудование ОАО «ВИАСМ».

 

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон «О естественных монополиях»):

- естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;

- субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии со статьей 4 Закона «О естественных монополиях», услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии. Услуга по перетоку электроэнергии носит естественно-монопольный характер.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

На основании вышеизложенного ОАО «ВИАСМ» является доминирующим хозяйствующим субъектом на рынке услуг по передаче (перетоку) электроэнергии на объекты недвижимости ИП Михайловой И.В., что требует соблюдения ограничений, установленных частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» - запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

 

3. Рассмотрев материалы дела К12-11/12 Комиссия отмечает следующее.

 

3.1. ИП Михайлова И.В.  включена в качестве субабонента в Договор №214124 от 01.01.2008,  заключенного между ООО «Энергия Холдинг» и ОАО «ВИАСМ», на правах  правопреемника  субабонента ООО «Регионпромсервис» с разрешенной мощностью 10 кВА, который продал нежилые помещения ИП Михайловой И.В., с разрешенной мощностью 10 кВА  (письмо  ОАО «ВИАСМ» в адрес ИП Михайловой И.В. и в адрес ООО «ЭНЕРГИЯ ХОЛДИНГ» исх.N42-01-01 от 11.05.2011).

Надлежащее технологическое присоединение энергопринимающих устройств объектов ИП Михайловой И.В. подтверждается актами №1 и №2 от 2010 г. разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей,  составленными между  ИП Михайловой И.В. и ОАО «ВИАСМ».

Письмом от 12.09.2011 исх. № 42-01-422 ОАО «ВИАСМ» уведомило ИП Михайлову И.В. о следующем: «…  в случае, если Вами не будет подписан договор «на совместное несение затрат по содержанию внешних инженерных сетей и передаточных устройств» в установленные сроки, субабонентский договор с ИП Михайловой И.В. на передачу электроэнергии заключен не будет, а договоры «на отпуск тепловой энергии в горячей воде» и «на отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод» от «09» февраля 2010 года будут расторгнуты. Передача энергоресурсов в помещения ИП Михайловой И.В. будет прекращена «01» января 2012 года».

 

ОАО «ВИАСМ»  выставляет плату за совместное (между ОАО «ВИАСМ» и потребителями энергоресурсов) несение затрат на содержание инженерных сетей и передаточных устройств нежилых зданий, расположенных  по адресу: Санкт-Петербург,  ул. Чекистов д.13  согласно смете затрат, составленной ОАО «ВИАСМ».

 

3.2. Согласно пункту 1 статьи 26 Закона «Об электроэнергетике», технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии носит однократный характер.

Согласно пункту 4 статьи 26 Закона «Об электроэнергетике», в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется.

Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (далее – Правила недискриминационного доступа), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.

 

3.3. В соответствии с частью 2 статьи 546 ГК РФ, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан.

Согласно статьи 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

 

3.4. Согласно материалам дела №К12-11/12, ОАО «ВИАСМ» является владельцем объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрической сети энергопринимающие устройства ИП Михайлова И.В. Технологическое присоединение энергопринимающих устройств  ИП Михайловой И.В осуществлено в установленном порядке, о чем свидетельствуют документы, представленные Михайловой И.В. в Управление.

 

В отношениях по электроснабжению объектов  ИП Михайловой И.В. ОАО «ВИАСМ» является владельцем электросетевого оборудования, через которое ИП Михайлова И.В. получает электрическую энергию и обязано обеспечить переток электрической энергии.

 

Материалами дела №К12-11/12 установлено, что ОАО «ВИАСМ» неоднократно направляло в адрес письма с требованиями  заключения договора на совместное несение затрат на содержание  инженерных сетей и оплаты за совместное содержание сетей под угрозой прекращения электроснабжения объектов, принадлежащих на праве собственности ИП Михайловой И.В., расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Чекистов, д.13, лит Б. (исх. №42-01-422 от 12.09.2011; исх. №42-01-334 от 17.08.2011; исх. №42-01-106 от 18.03.2011).

 

В связи с вышеизложенным, действия ОАО «ВИАСМ», выраженные  в необоснованном требовании  заключения договора на совместное несение затрат на содержание  инженерных сетей и оплаты за совместное содержание сетей под угрозой прекращения электроснабжения объектов принадлежащих на праве собственности ИП Михайловой И.В., расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Чекистов, д.13, лит. Б., 1Н и 5Н, не соответствуют нормам действующего законодательства, ущемляют интересы Михайловой И.В., что запрещено нормами части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

 

           1. Признать наличие нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ОАО «ВИАСМ», выразившихся в необоснованном требовании  заключения договора на совместное несение затрат на содержание  инженерных сетей и оплаты за совместное содержание сетей под угрозой прекращения электроснабжения объектов принадлежащих на праве собственности ИП Михайловой И.В., расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Чекистов, д.13, лит. Б, 1Н и 5Н.

2. Выдать ОАО «ВИАСМ» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                          С.Г. Чащихина

 

Члены Комиссии:                                                                                                      М.С.Бабурина

 

        Н.Ю. Тихомирова

 

 

Решение может быть обжаловано  в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

           Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Чащихина С.Г.

-

заместитель руководителя управления, Председатель Комиссии;

Бабурина М.С.

-

главный специалист-эксперт отдела контроля энергетики, член Комиссии;

Тихомирова Н.Ю.

-

ведущий специалист-эксперт отдела контроля энергетики, член Комиссии,

 

рассмотрев дело №К12-11/12 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «ВИАСМ» (далее – ОАО «ВИАСМ») (местонахождение: 198206, Санкт-Петербург, ул. Чекистов, д.13, ИНН 7807002418) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  в присутствии представителей:

 

от ИП Михайловой И.В. (заявитель):

Балакирева Е.Ю. – представитель (доверенность от 01.08.2012 б/н);

Мануйлов К.К. – представитель (доверенность от 01.10.2010 б/н);

от ОАО «ВИАСМ» (ответчик):

Панкратова О.А. – представитель (доверенность от 23.05.2012 б/н).

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

  1. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление) поступило заявление от индивидуального предпринимателя Михайловой И.В. (далее – ИП Михайлова И.В.) от 02.11.2011 (вх.№14392 от 02.11.2011) в связи с действиями ОАО «ВИАСМ»  при обеспечении энергоснабжением (электроснабжением, теплоснабжением, водоснабжением/водоотведением) объектов недвижимости заявителя, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Чекистов, д.13, лит. Б.

Определением от 29.03.2012 №12/3329 Управление выделило в отдельные производства дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ОАО «ВИАСМ» части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 в действиях ОАО «ВИАСМ» при обеспечении теплоснабжением и водоснабжением/водоотведением объектов недвижимости ИП Михайловой И.В., расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Чекистов, д.13, лит. Б.

 

  1. ИП Михайлова И.В. является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Чекистов, д.13, лит. Б пом. 1Н, 5Н. (Свидетельства о государственной регистрации права серии: 78-АВ812102, 78-АГ047912, 78-АГ047911) (далее – объекты недвижимости).

ОАО «ВИАСМ» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением годового общего собрания акционеров от 24.05.2002  Протокол №8. ОАО «ВИАСМ» 15.03.1993 внесено в Единый государственный реестр юридических лиц, регистрационный номер юридического лица 1027804606741 (согласно данным выписки из ЕГРЮЛ от 22.03.2012 №60179В/2012).

Электроснабжение объектов недвижимости ИП Михайловой И.В. осуществляется по следующим договорам энергоснабжения:

- электроснабжение нежилых помещений ИП Михайловой И.В., а именно 1-Н и 5-Н, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Чекистов, д.13, лит.Б  осуществляется по договору энергоснабжения №13167 от 20.07.2011, заключенного между ООО «ЭНЕРГИЯ ХОЛДИНГ» и ИП Михайловой И.В. c разрешенной  электрической мощностью  в размере 10 кВА.

- договор энергоснабжения №14124 от 01.01.2008, заключенный между ООО «ЭНЕРГИЯ ХОЛДИНГ» и ОАО «ВИАСМ». Согласно Приложению 1.1 к указанному договору, ИП Михайлова И.В. является субабонентом с разрешенной электрической мощностью в размере 10 кВА на объекты недвижимости, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, ул. Чекистов, д.13, лит. Б, 1Н и 5Н.

В силу технологических особенностей электрических сетей, ИП Михайлова И.В. не имеет иной технической возможности обеспечить электроснабжением принадлежащие ей объекты недвижимости, минуя электросетевое оборудование ОАО «ВИАСМ».

 

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон «О естественных монополиях»):

- естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;

- субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии со статьей 4 Закона «О естественных монополиях», услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии. Услуга по перетоку электроэнергии носит естественно-монопольный характер.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

На основании вышеизложенного ОАО «ВИАСМ» является доминирующим хозяйствующим субъектом на рынке услуг по передаче (перетоку) электроэнергии на объекты недвижимости ИП Михайловой И.В., что требует соблюдения ограничений, установленных частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» - запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

 

3. Рассмотрев материалы дела К12-11/12 Комиссия отмечает следующее.

 

3.1. ИП Михайлова И.В.  включена в качестве субабонента в Договор №214124 от 01.01.2008,  заключенного между ООО «Энергия Холдинг» и ОАО «ВИАСМ», на правах  правопреемника  субабонента ООО «Регионпромсервис» с разрешенной мощностью 10 кВА, который продал нежилые помещения ИП Михайловой И.В., с разрешенной мощностью 10 кВА  (письмо  ОАО «ВИАСМ» в адрес ИП Михайловой И.В. и в адрес ООО «ЭНЕРГИЯ ХОЛДИНГ» исх.N42-01-01 от 11.05.2011).

Надлежащее технологическое присоединение энергопринимающих устройств объектов ИП Михайловой И.В. подтверждается актами №1 и №2 от 2010 г. разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей,  составленными между  ИП Михайловой И.В. и ОАО «ВИАСМ».

Письмом от 12.09.2011 исх. № 42-01-422 ОАО «ВИАСМ» уведомило ИП Михайлову И.В. о следующем: «…  в случае, если Вами не будет подписан договор «на совместное несение затрат по содержанию внешних инженерных сетей и передаточных устройств» в установленные сроки, субабонентский договор с ИП Михайловой И.В. на передачу электроэнергии заключен не будет, а договоры «на отпуск тепловой энергии в горячей воде» и «на отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод» от «09» февраля 2010 года будут расторгнуты. Передача энергоресурсов в помещения ИП Михайловой И.В. будет прекращена «01» января 2012 года».

 

ОАО «ВИАСМ»  выставляет плату за совместное (между ОАО «ВИАСМ» и потребителями энергоресурсов) несение затрат на содержание инженерных сетей и передаточных устройств нежилых зданий, расположенных  по адресу: Санкт-Петербург,  ул. Чекистов д.13  согласно смете затрат, составленной ОАО «ВИАСМ».

 

3.2. Согласно пункту 1 статьи 26 Закона «Об электроэнергетике», технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии носит однократный характер.

Согласно пункту 4 статьи 26 Закона «Об электроэнергетике», в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется.

Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (далее – Правила недискриминационного доступа), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.

 

3.3. В соответствии с частью 2 статьи 546 ГК РФ, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан.

Согласно статьи 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

 

3.4. Согласно материалам дела №К12-11/12, ОАО «ВИАСМ» является владельцем объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрической сети энергопринимающие устройства ИП Михайлова И.В. Технологическое присоединение энергопринимающих устройств  ИП Михайловой И.В осуществлено в установленном порядке, о чем свидетельствуют документы, представленные Михайловой И.В. в Управление.

 

В отношениях по электроснабжению объектов  ИП Михайловой И.В. ОАО «ВИАСМ» является владельцем электросетевого оборудования, через которое ИП Михайлова И.В. получает электрическую энергию и обязано обеспечить переток электрической энергии.

 

Материалами дела №К12-11/12 установлено, что ОАО «ВИАСМ» неоднократно направляло в адрес письма с требованиями  заключения договора на совместное несение затрат на содержание  инженерных сетей и оплаты за совместное содержание сетей под угрозой прекращения электроснабжения объектов, принадлежащих на праве собственности ИП Михайловой И.В., расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Чекистов, д.13, лит Б. (исх. №42-01-422 от 12.09.2011; исх. №42-01-334 от 17.08.2011; исх. №42-01-106 от 18.03.2011).

 

В связи с вышеизложенным, действия ОАО «ВИАСМ», выраженные  в необоснованном требовании  заключения договора на совместное несение затрат на содержание  инженерных сетей и оплаты за совместное содержание сетей под угрозой прекращения электроснабжения объектов принадлежащих на праве собственности ИП Михайловой И.В., расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Чекистов, д.13, лит. Б., 1Н и 5Н, не соответствуют нормам действующего законодательства, ущемляют интересы Михайловой И.В., что запрещено нормами части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

 

           1. Признать наличие нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ОАО «ВИАСМ», выразившихся в необоснованном требовании  заключения договора на совместное несение затрат на содержание  инженерных сетей и оплаты за совместное содержание сетей под угрозой прекращения электроснабжения объектов принадлежащих на праве собственности ИП Михайловой И.В., расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Чекистов, д.13, лит. Б, 1Н и 5Н.

2. Выдать ОАО «ВИАСМ» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                          С.Г. Чащихина

 

Члены Комиссии:                                                                                                      М.С.Бабурина

 

        Н.Ю. Тихомирова

 

 

Решение может быть обжаловано  в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 12/11879 [format] => [safe_value] => 12/11879 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => К12-11/12 [format] => [safe_value] => К12-11/12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Признать наличие нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ОАО «ВИАСМ»Выдать ОАО «ВИАСМ» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

[format] => full_html [safe_value] =>

Признать наличие нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ОАО «ВИАСМ»Выдать ОАО «ВИАСМ» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [fid] => 403 [uid] => 5 [filename] => predpisanie.doc [uri] => public://solution/2012/12/07/predpisanie.doc [filemime] => application/msword [filesize] => 37376 [status] => 1 [timestamp] => 1354874982 [origname] => predpisanie.doc [rdf_mapping] => Array ( ) [display] => 1 [description] => ) ) ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Электроэнергетика [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-03 10:03:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-03 10:03:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1354874982 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Санкт-Петербургское УФАС России )