Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Петербургская сбытовая компания»

Номер дела: К12-57/13
Дата публикации: 3 декабря 2013, 13:49

12/18093 от 29.11.2013

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №К12-57/13

 

 

«18» ноября 2013 г.                                                                                                    Санкт-Петербург

 

Резолютивная часть решения оглашена «18» ноября 2013 года.

Полный текст решения изготовлен «29» ноября 2013 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Яковлев П.В.

-

заместитель руководителя Управления, Председатель Комиссии;

Ивашова Е.В.

-

заместитель начальника отдела контроля энергетики, член Комиссии;

Тихомирова Н.Ю.

-

главный специалист-эксперт отдела контроля энергетики, член Комиссии,

рассмотрев дело №К12-57/13 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Петербургская сбытовая компания» (местонахождение: 195009, Санкт-Петербург, ул. Михайлова, д. 11) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии представителей:

от <…> (заявитель): <…> лично;

от ОАО «Петербургская сбытовая компания» (ответчик):

Ранская М.А. – ведущий юрисконсульт (доверенность от 10.10.2013 №142-05),

Супрыткина А.Н. – ведущий юрисконсульт (доверенность от 26.12.2012 №78АА 3319501),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт – Петербургу (далее - Управление) поступило заявление <…> (далее - Заявитель) от 15.02.2013 б/н (вх. №3087 от 19.02.2013) в связи с действиями (бездействием) ОАО «Петербургская сбытовая компания» при заключении договора энергоснабжения.

Гр. <…> является собственником недвижимого имущества расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Культуры д. 31 корп. 1, лит. А, пом. 8Н, согласно Свидетельству о государственной регистрации права от 12.09.2012 №78-АЖ 716244.

ОАО «Петербургская сбытовая компания» (далее – ОАО «ПСК») является доминирующим хозяйствующим субъектом, приказом Санкт-Петербургского УФАС России от 12.09.2007 №05-РР включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов по виду деятельности «купля-продажа, поставка электрической энергии» с долей более 50 процентов в административных границах Санкт-Петербурга, за исключением зон деятельности гарантирующих поставщиков: общества с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГИЯ ХОЛДИНГ", общества с ограниченной ответственностью "РУСЭНЕРГОСБЫТ" и открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" (филиал "Северо-Западный").

 

2. Заявителем гр. <…> в Управление представлена следующая информация и доказательства (письма: от 20.02.2013 исх. б/н, вх. № 3675 от 27.02.2013; от 22.04.2013 исх. б/н, вх. № 8314 от 29.04.2013; от 23.04.2013 исх. б/н, вх. №8855 от 13.05.2013).

Указанный объект был приобретен гр. <…> по результатам торгов,  проведенных  ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга - договор купли-продажи от 31.01.2012 № 10589-ПА заключенный между  Комитетом по управлению городским имуществом и гр. <…>

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости Объекта инженерная обеспеченность  составляет: электричество, отопление,  водопровод, канализация.

Гр. <…> обратился в ОАО «ПСК» с заявлениями от 25.09.2012 вх. №5422-021-1 о заключении договора энергоснабжения указанного Объекта.

Ответа на указанное заявление не поступило.

Документы, свидетельствующие о надлежащем технологическом присоединении Объекта к сетям сетевой организации у гр. <…> отсутствуют.

 

3. ОАО «ПСК» представило в Управление следующее обоснование своих действий (письма: от 25.04.2013  исх. 8964/011/5; от 20.06.2013 исх. №13159/011/5,  ).

В ОАО ПСК» до 20.08.2012 порядок работы по рассмотрению заявлений потребителей о заключении договора энергоснабжения регулируется Регламентом работы с непромышленными потребителями, обратившимися в Клиентский зал ОАО «Петербургская сбытовая компания», утвержденным Приказом генерального директора ОАО «ПСК» №78 от 21.02.2007 г.

Приказом управляющего директора №447 от 20.08.2012 «Об определении порядка работы с потребителями, обратившимися в адрес ОАО «ПСК» с заявлением о заключении договора энергоснабжения Регламент был отменен. При этом в соответствии с пунктом Приказа №447 до момента утверждения  локального нормативного акта,  регламентирующего работу структурных подразделений общества с потребителями, обратившимися в адрес ОАО «ПСК» с заявлением о заключении договора энергоснабжения, работа с такими потребителями осуществляется в соответствии с  требованиями раздела III Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ №442 от 04.05.2012 (далее - Основные положения).

При  обращении в ОАО «ПСК»  с заявкой на заключение договора  энергоснабжения, гр. <…> был уведомлен работником Клиентского зала ОАО «ПСК»  об отсутствии сведений и документах посредством выдачи описи документов, представленных <…>, с указанием в ней полученных от заявителя документов, а также недостающих документов, необходимых для заключения договора энергоснабжения.

 

4. Рассмотрев  информацию по делу №К12-57/13, Комиссия отмечает следующее.

Материалами дела К12-57/13 установлено, что от 25.09.2012 вх. №5422-021-1  <…> обратился с заявлениями в ОАО «ПСК» на заключение  договора энергоснабжения Объекта.

К заявкам были приложены следующие документы:

  1. Копия свидетельства о свидетельства о государственной регистрации права от 12 сентября 2012 №78-АЖ 716244;
  2. Копия кадастрового паспорта от 15.06.2010;
  3. Копия паспорта гр.<...>.;

 

ОАО «ПСК» посредством выдачи описи документов  информировало Заявителя о недостающих документов  необходимых для заключения договора.

Порядок заключения и расторжения договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии) между потребителями-гражданами и энергосбытовыми организациями урегулирован нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), Основными положениями.

В соответствии со статьей 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть  энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно пункту 9 Основных положений, гарантирующий поставщик обязан заключать в соответствии с разделом III настоящего документа договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, а также по основаниям и в порядке, которые установлены в настоящем разделе, принимать на обслуживание любого потребителя, энергопринимающие устройства которого расположены в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, в отсутствие обращения потребителя.

В соответствии  с пунктом 28 Основных положений, договор энергоснабжения, заключаемый с гарантирующим поставщиком, является публичным.

Согласно пункту 32 Основных положений и части 1 статьи 21 Закона об электроэнергетике,   гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему потребителем, точки поставки которого находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика и энергопринимающие устройства которого в установленном порядке присоединены к объектам электросетевого хозяйства, или с любым обратившимся к нему покупателем, действующим в интересах такого потребителя.

При этом пунктом 32 Основных положений определены обстоятельства, при наличии которых гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора купли-продажи электрической энергии с заявителем:

  • отсутствие технологического присоединения в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям;
  • нахождение энергопринимающих устройств,  в отношении которых предполагается заключить договор, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.

Пункт 32 Основных положений содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа от заключения договора энергоснабжения.

В случае отказа от заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) по основаниям, предусмотренным  пунктом 32 Основных положений, гарантирующий поставщик обязан в течение 5 рабочих дней со дня обращения к нему потребителя (покупателя) в письменной форме уведомить его об отказе от заключения договора с указанием причин такого отказа.

Согласно пункту 33 Основных положений, договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) заключается в простой письменной форме, если иное не установлено настоящим документом.

Пунктом 34 Основных положений установлено, что потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) (далее - заявитель), предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и, если иное не установлено в пунктах 35, 74 и 106 Основных положений, ряд документов, в том числе документы, подтверждающие технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, о снабжении электрической энергией которых указано в заявлении о заключении договора.

Согласно пункту 39 Основных положений, в течение 30 дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и документов, прилагаемых к заявлению о заключении соответствующего договора согласно настоящему документу, если при этом заявителем не представлен проект договора, указанный в абзаце втором пункта 34 и абзаце втором пункта 35 Основных положений, гарантирующий поставщик, в случае если отсутствуют указанные в пункте 32 Основных положений основания для отказа от заключения договора, направляет (передает) заявителю подписанный со своей стороны проект договора по форме, которая размещена (опубликована) гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 33 настоящего документа. При отсутствии в представленных заявителем документах обязательных сведений, определенных в настоящем документе, или при непредставлении заявителем документов, указанных в пунктах 34 и 35 Основных положений, которые должны быть приложены к заявлению о заключении договора с гарантирующим поставщиком, за исключением документов, которые в случае, предусмотренном в пункте 37 настоящего документа, не подлежат предоставлению, гарантирующий поставщик в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) уведомляет об отсутствующих сведениях или документах заявителя и в течение 30 дней со дня получения от заявителя недостающих сведений или документов обязан рассмотреть заявление о заключении договора в соответствии с настоящим пунктом.

Таким образом, рассмотренные действия ОАО «ПСК» при получении и рассмотрении заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи) (поставки) электрической энергии (мощности) с гр. <…> не соответствуют нормам действующего законодательства в части соблюдения сроков (п. 32, 39 Основных положений), ущемляют интересы Заявителя, что запрещено нормами части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Кроме того, согласно информации, представленной ОАО «ПСК» в материалы дела №К12-57/13 (таблица: «Перечень заявок на заключение договоров энергоснабжения, поступившие в  ОАО «ПСК» за период с 11.06.2013 г. по 01.09.2013 г.») ОАО «ПСК» не соблюдены требования, предусмотренные п. 32, 39 Основных положений.

В рамках рассмотрения дела №К12-57/13  ОАО «ПСК» разработало и утвердило Регламент заключения, изменения и расторжения договора энергоснабжения электрической энергии с потребителями ОАО «ПСК», расположенными на территории г. Санкт-Петербург.

 

     Указанные обстоятельства свидетельствуют о принятии ОАО «ПСК» мер по добровольному устранению нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

 

1. Признать в действиях ОАО «ПСК» нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при заключении  договоров энергоснабжения

2. Производство в отношении ОАО «ПСК» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела №К12-57/13 должностному лицу, уполномоченному осуществлять производство  по делам об административном правонарушении, по статье 14.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

Яковлев П.В.

 

Члены Комиссии

Ивашова Е.В.

 

 

Тихомирова Н.Ю.

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано  в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

stdClass Object ( [vid] => 7165 [uid] => 5 [title] => Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Петербургская сбытовая компания» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7165 [type] => solution [language] => ru [created] => 1386064424 [changed] => 1416825935 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1416825935 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

12/18093 от 29.11.2013

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №К12-57/13

 

 

«18» ноября 2013 г.                                                                                                    Санкт-Петербург

 

Резолютивная часть решения оглашена «18» ноября 2013 года.

Полный текст решения изготовлен «29» ноября 2013 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Яковлев П.В.

-

заместитель руководителя Управления, Председатель Комиссии;

Ивашова Е.В.

-

заместитель начальника отдела контроля энергетики, член Комиссии;

Тихомирова Н.Ю.

-

главный специалист-эксперт отдела контроля энергетики, член Комиссии,

рассмотрев дело №К12-57/13 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Петербургская сбытовая компания» (местонахождение: 195009, Санкт-Петербург, ул. Михайлова, д. 11) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии представителей:

от <…> (заявитель): <…> лично;

от ОАО «Петербургская сбытовая компания» (ответчик):

Ранская М.А. – ведущий юрисконсульт (доверенность от 10.10.2013 №142-05),

Супрыткина А.Н. – ведущий юрисконсульт (доверенность от 26.12.2012 №78АА 3319501),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт – Петербургу (далее - Управление) поступило заявление <…> (далее - Заявитель) от 15.02.2013 б/н (вх. №3087 от 19.02.2013) в связи с действиями (бездействием) ОАО «Петербургская сбытовая компания» при заключении договора энергоснабжения.

Гр. <…> является собственником недвижимого имущества расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Культуры д. 31 корп. 1, лит. А, пом. 8Н, согласно Свидетельству о государственной регистрации права от 12.09.2012 №78-АЖ 716244.

ОАО «Петербургская сбытовая компания» (далее – ОАО «ПСК») является доминирующим хозяйствующим субъектом, приказом Санкт-Петербургского УФАС России от 12.09.2007 №05-РР включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов по виду деятельности «купля-продажа, поставка электрической энергии» с долей более 50 процентов в административных границах Санкт-Петербурга, за исключением зон деятельности гарантирующих поставщиков: общества с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГИЯ ХОЛДИНГ", общества с ограниченной ответственностью "РУСЭНЕРГОСБЫТ" и открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" (филиал "Северо-Западный").

 

2. Заявителем гр. <…> в Управление представлена следующая информация и доказательства (письма: от 20.02.2013 исх. б/н, вх. № 3675 от 27.02.2013; от 22.04.2013 исх. б/н, вх. № 8314 от 29.04.2013; от 23.04.2013 исх. б/н, вх. №8855 от 13.05.2013).

Указанный объект был приобретен гр. <…> по результатам торгов,  проведенных  ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга - договор купли-продажи от 31.01.2012 № 10589-ПА заключенный между  Комитетом по управлению городским имуществом и гр. <…>

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости Объекта инженерная обеспеченность  составляет: электричество, отопление,  водопровод, канализация.

Гр. <…> обратился в ОАО «ПСК» с заявлениями от 25.09.2012 вх. №5422-021-1 о заключении договора энергоснабжения указанного Объекта.

Ответа на указанное заявление не поступило.

Документы, свидетельствующие о надлежащем технологическом присоединении Объекта к сетям сетевой организации у гр. <…> отсутствуют.

 

3. ОАО «ПСК» представило в Управление следующее обоснование своих действий (письма: от 25.04.2013  исх. 8964/011/5; от 20.06.2013 исх. №13159/011/5,  ).

В ОАО ПСК» до 20.08.2012 порядок работы по рассмотрению заявлений потребителей о заключении договора энергоснабжения регулируется Регламентом работы с непромышленными потребителями, обратившимися в Клиентский зал ОАО «Петербургская сбытовая компания», утвержденным Приказом генерального директора ОАО «ПСК» №78 от 21.02.2007 г.

Приказом управляющего директора №447 от 20.08.2012 «Об определении порядка работы с потребителями, обратившимися в адрес ОАО «ПСК» с заявлением о заключении договора энергоснабжения Регламент был отменен. При этом в соответствии с пунктом Приказа №447 до момента утверждения  локального нормативного акта,  регламентирующего работу структурных подразделений общества с потребителями, обратившимися в адрес ОАО «ПСК» с заявлением о заключении договора энергоснабжения, работа с такими потребителями осуществляется в соответствии с  требованиями раздела III Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ №442 от 04.05.2012 (далее - Основные положения).

При  обращении в ОАО «ПСК»  с заявкой на заключение договора  энергоснабжения, гр. <…> был уведомлен работником Клиентского зала ОАО «ПСК»  об отсутствии сведений и документах посредством выдачи описи документов, представленных <…>, с указанием в ней полученных от заявителя документов, а также недостающих документов, необходимых для заключения договора энергоснабжения.

 

4. Рассмотрев  информацию по делу №К12-57/13, Комиссия отмечает следующее.

Материалами дела К12-57/13 установлено, что от 25.09.2012 вх. №5422-021-1  <…> обратился с заявлениями в ОАО «ПСК» на заключение  договора энергоснабжения Объекта.

К заявкам были приложены следующие документы:

  1. Копия свидетельства о свидетельства о государственной регистрации права от 12 сентября 2012 №78-АЖ 716244;
  2. Копия кадастрового паспорта от 15.06.2010;
  3. Копия паспорта гр.<...>.;

 

ОАО «ПСК» посредством выдачи описи документов  информировало Заявителя о недостающих документов  необходимых для заключения договора.

Порядок заключения и расторжения договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии) между потребителями-гражданами и энергосбытовыми организациями урегулирован нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), Основными положениями.

В соответствии со статьей 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть  энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно пункту 9 Основных положений, гарантирующий поставщик обязан заключать в соответствии с разделом III настоящего документа договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, а также по основаниям и в порядке, которые установлены в настоящем разделе, принимать на обслуживание любого потребителя, энергопринимающие устройства которого расположены в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, в отсутствие обращения потребителя.

В соответствии  с пунктом 28 Основных положений, договор энергоснабжения, заключаемый с гарантирующим поставщиком, является публичным.

Согласно пункту 32 Основных положений и части 1 статьи 21 Закона об электроэнергетике,   гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему потребителем, точки поставки которого находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика и энергопринимающие устройства которого в установленном порядке присоединены к объектам электросетевого хозяйства, или с любым обратившимся к нему покупателем, действующим в интересах такого потребителя.

При этом пунктом 32 Основных положений определены обстоятельства, при наличии которых гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора купли-продажи электрической энергии с заявителем:

  • отсутствие технологического присоединения в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям;
  • нахождение энергопринимающих устройств,  в отношении которых предполагается заключить договор, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.

Пункт 32 Основных положений содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа от заключения договора энергоснабжения.

В случае отказа от заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) по основаниям, предусмотренным  пунктом 32 Основных положений, гарантирующий поставщик обязан в течение 5 рабочих дней со дня обращения к нему потребителя (покупателя) в письменной форме уведомить его об отказе от заключения договора с указанием причин такого отказа.

Согласно пункту 33 Основных положений, договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) заключается в простой письменной форме, если иное не установлено настоящим документом.

Пунктом 34 Основных положений установлено, что потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) (далее - заявитель), предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и, если иное не установлено в пунктах 35, 74 и 106 Основных положений, ряд документов, в том числе документы, подтверждающие технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, о снабжении электрической энергией которых указано в заявлении о заключении договора.

Согласно пункту 39 Основных положений, в течение 30 дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и документов, прилагаемых к заявлению о заключении соответствующего договора согласно настоящему документу, если при этом заявителем не представлен проект договора, указанный в абзаце втором пункта 34 и абзаце втором пункта 35 Основных положений, гарантирующий поставщик, в случае если отсутствуют указанные в пункте 32 Основных положений основания для отказа от заключения договора, направляет (передает) заявителю подписанный со своей стороны проект договора по форме, которая размещена (опубликована) гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 33 настоящего документа. При отсутствии в представленных заявителем документах обязательных сведений, определенных в настоящем документе, или при непредставлении заявителем документов, указанных в пунктах 34 и 35 Основных положений, которые должны быть приложены к заявлению о заключении договора с гарантирующим поставщиком, за исключением документов, которые в случае, предусмотренном в пункте 37 настоящего документа, не подлежат предоставлению, гарантирующий поставщик в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) уведомляет об отсутствующих сведениях или документах заявителя и в течение 30 дней со дня получения от заявителя недостающих сведений или документов обязан рассмотреть заявление о заключении договора в соответствии с настоящим пунктом.

Таким образом, рассмотренные действия ОАО «ПСК» при получении и рассмотрении заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи) (поставки) электрической энергии (мощности) с гр. <…> не соответствуют нормам действующего законодательства в части соблюдения сроков (п. 32, 39 Основных положений), ущемляют интересы Заявителя, что запрещено нормами части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Кроме того, согласно информации, представленной ОАО «ПСК» в материалы дела №К12-57/13 (таблица: «Перечень заявок на заключение договоров энергоснабжения, поступившие в  ОАО «ПСК» за период с 11.06.2013 г. по 01.09.2013 г.») ОАО «ПСК» не соблюдены требования, предусмотренные п. 32, 39 Основных положений.

В рамках рассмотрения дела №К12-57/13  ОАО «ПСК» разработало и утвердило Регламент заключения, изменения и расторжения договора энергоснабжения электрической энергии с потребителями ОАО «ПСК», расположенными на территории г. Санкт-Петербург.

 

     Указанные обстоятельства свидетельствуют о принятии ОАО «ПСК» мер по добровольному устранению нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

 

1. Признать в действиях ОАО «ПСК» нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при заключении  договоров энергоснабжения

2. Производство в отношении ОАО «ПСК» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела №К12-57/13 должностному лицу, уполномоченному осуществлять производство  по делам об административном правонарушении, по статье 14.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

Яковлев П.В.

 

Члены Комиссии

Ивашова Е.В.

 

 

Тихомирова Н.Ю.

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано  в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

12/18093 от 29.11.2013

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №К12-57/13

 

 

«18» ноября 2013 г.                                                                                                    Санкт-Петербург

 

Резолютивная часть решения оглашена «18» ноября 2013 года.

Полный текст решения изготовлен «29» ноября 2013 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Яковлев П.В.

-

заместитель руководителя Управления, Председатель Комиссии;

Ивашова Е.В.

-

заместитель начальника отдела контроля энергетики, член Комиссии;

Тихомирова Н.Ю.

-

главный специалист-эксперт отдела контроля энергетики, член Комиссии,

рассмотрев дело №К12-57/13 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Петербургская сбытовая компания» (местонахождение: 195009, Санкт-Петербург, ул. Михайлова, д. 11) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии представителей:

от <…> (заявитель): <…> лично;

от ОАО «Петербургская сбытовая компания» (ответчик):

Ранская М.А. – ведущий юрисконсульт (доверенность от 10.10.2013 №142-05),

Супрыткина А.Н. – ведущий юрисконсульт (доверенность от 26.12.2012 №78АА 3319501),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт – Петербургу (далее - Управление) поступило заявление <…> (далее - Заявитель) от 15.02.2013 б/н (вх. №3087 от 19.02.2013) в связи с действиями (бездействием) ОАО «Петербургская сбытовая компания» при заключении договора энергоснабжения.

Гр. <…> является собственником недвижимого имущества расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Культуры д. 31 корп. 1, лит. А, пом. 8Н, согласно Свидетельству о государственной регистрации права от 12.09.2012 №78-АЖ 716244.

ОАО «Петербургская сбытовая компания» (далее – ОАО «ПСК») является доминирующим хозяйствующим субъектом, приказом Санкт-Петербургского УФАС России от 12.09.2007 №05-РР включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов по виду деятельности «купля-продажа, поставка электрической энергии» с долей более 50 процентов в административных границах Санкт-Петербурга, за исключением зон деятельности гарантирующих поставщиков: общества с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГИЯ ХОЛДИНГ", общества с ограниченной ответственностью "РУСЭНЕРГОСБЫТ" и открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" (филиал "Северо-Западный").

 

2. Заявителем гр. <…> в Управление представлена следующая информация и доказательства (письма: от 20.02.2013 исх. б/н, вх. № 3675 от 27.02.2013; от 22.04.2013 исх. б/н, вх. № 8314 от 29.04.2013; от 23.04.2013 исх. б/н, вх. №8855 от 13.05.2013).

Указанный объект был приобретен гр. <…> по результатам торгов,  проведенных  ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга - договор купли-продажи от 31.01.2012 № 10589-ПА заключенный между  Комитетом по управлению городским имуществом и гр. <…>

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости Объекта инженерная обеспеченность  составляет: электричество, отопление,  водопровод, канализация.

Гр. <…> обратился в ОАО «ПСК» с заявлениями от 25.09.2012 вх. №5422-021-1 о заключении договора энергоснабжения указанного Объекта.

Ответа на указанное заявление не поступило.

Документы, свидетельствующие о надлежащем технологическом присоединении Объекта к сетям сетевой организации у гр. <…> отсутствуют.

 

3. ОАО «ПСК» представило в Управление следующее обоснование своих действий (письма: от 25.04.2013  исх. 8964/011/5; от 20.06.2013 исх. №13159/011/5,  ).

В ОАО ПСК» до 20.08.2012 порядок работы по рассмотрению заявлений потребителей о заключении договора энергоснабжения регулируется Регламентом работы с непромышленными потребителями, обратившимися в Клиентский зал ОАО «Петербургская сбытовая компания», утвержденным Приказом генерального директора ОАО «ПСК» №78 от 21.02.2007 г.

Приказом управляющего директора №447 от 20.08.2012 «Об определении порядка работы с потребителями, обратившимися в адрес ОАО «ПСК» с заявлением о заключении договора энергоснабжения Регламент был отменен. При этом в соответствии с пунктом Приказа №447 до момента утверждения  локального нормативного акта,  регламентирующего работу структурных подразделений общества с потребителями, обратившимися в адрес ОАО «ПСК» с заявлением о заключении договора энергоснабжения, работа с такими потребителями осуществляется в соответствии с  требованиями раздела III Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ №442 от 04.05.2012 (далее - Основные положения).

При  обращении в ОАО «ПСК»  с заявкой на заключение договора  энергоснабжения, гр. <…> был уведомлен работником Клиентского зала ОАО «ПСК»  об отсутствии сведений и документах посредством выдачи описи документов, представленных <…>, с указанием в ней полученных от заявителя документов, а также недостающих документов, необходимых для заключения договора энергоснабжения.

 

4. Рассмотрев  информацию по делу №К12-57/13, Комиссия отмечает следующее.

Материалами дела К12-57/13 установлено, что от 25.09.2012 вх. №5422-021-1  <…> обратился с заявлениями в ОАО «ПСК» на заключение  договора энергоснабжения Объекта.

К заявкам были приложены следующие документы:

  1. Копия свидетельства о свидетельства о государственной регистрации права от 12 сентября 2012 №78-АЖ 716244;
  2. Копия кадастрового паспорта от 15.06.2010;
  3. Копия паспорта гр.<...>.;

 

ОАО «ПСК» посредством выдачи описи документов  информировало Заявителя о недостающих документов  необходимых для заключения договора.

Порядок заключения и расторжения договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии) между потребителями-гражданами и энергосбытовыми организациями урегулирован нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), Основными положениями.

В соответствии со статьей 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть  энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно пункту 9 Основных положений, гарантирующий поставщик обязан заключать в соответствии с разделом III настоящего документа договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, а также по основаниям и в порядке, которые установлены в настоящем разделе, принимать на обслуживание любого потребителя, энергопринимающие устройства которого расположены в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, в отсутствие обращения потребителя.

В соответствии  с пунктом 28 Основных положений, договор энергоснабжения, заключаемый с гарантирующим поставщиком, является публичным.

Согласно пункту 32 Основных положений и части 1 статьи 21 Закона об электроэнергетике,   гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему потребителем, точки поставки которого находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика и энергопринимающие устройства которого в установленном порядке присоединены к объектам электросетевого хозяйства, или с любым обратившимся к нему покупателем, действующим в интересах такого потребителя.

При этом пунктом 32 Основных положений определены обстоятельства, при наличии которых гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора купли-продажи электрической энергии с заявителем:

  • отсутствие технологического присоединения в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям;
  • нахождение энергопринимающих устройств,  в отношении которых предполагается заключить договор, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.

Пункт 32 Основных положений содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа от заключения договора энергоснабжения.

В случае отказа от заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) по основаниям, предусмотренным  пунктом 32 Основных положений, гарантирующий поставщик обязан в течение 5 рабочих дней со дня обращения к нему потребителя (покупателя) в письменной форме уведомить его об отказе от заключения договора с указанием причин такого отказа.

Согласно пункту 33 Основных положений, договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) заключается в простой письменной форме, если иное не установлено настоящим документом.

Пунктом 34 Основных положений установлено, что потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) (далее - заявитель), предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и, если иное не установлено в пунктах 35, 74 и 106 Основных положений, ряд документов, в том числе документы, подтверждающие технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, о снабжении электрической энергией которых указано в заявлении о заключении договора.

Согласно пункту 39 Основных положений, в течение 30 дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и документов, прилагаемых к заявлению о заключении соответствующего договора согласно настоящему документу, если при этом заявителем не представлен проект договора, указанный в абзаце втором пункта 34 и абзаце втором пункта 35 Основных положений, гарантирующий поставщик, в случае если отсутствуют указанные в пункте 32 Основных положений основания для отказа от заключения договора, направляет (передает) заявителю подписанный со своей стороны проект договора по форме, которая размещена (опубликована) гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 33 настоящего документа. При отсутствии в представленных заявителем документах обязательных сведений, определенных в настоящем документе, или при непредставлении заявителем документов, указанных в пунктах 34 и 35 Основных положений, которые должны быть приложены к заявлению о заключении договора с гарантирующим поставщиком, за исключением документов, которые в случае, предусмотренном в пункте 37 настоящего документа, не подлежат предоставлению, гарантирующий поставщик в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) уведомляет об отсутствующих сведениях или документах заявителя и в течение 30 дней со дня получения от заявителя недостающих сведений или документов обязан рассмотреть заявление о заключении договора в соответствии с настоящим пунктом.

Таким образом, рассмотренные действия ОАО «ПСК» при получении и рассмотрении заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи) (поставки) электрической энергии (мощности) с гр. <…> не соответствуют нормам действующего законодательства в части соблюдения сроков (п. 32, 39 Основных положений), ущемляют интересы Заявителя, что запрещено нормами части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Кроме того, согласно информации, представленной ОАО «ПСК» в материалы дела №К12-57/13 (таблица: «Перечень заявок на заключение договоров энергоснабжения, поступившие в  ОАО «ПСК» за период с 11.06.2013 г. по 01.09.2013 г.») ОАО «ПСК» не соблюдены требования, предусмотренные п. 32, 39 Основных положений.

В рамках рассмотрения дела №К12-57/13  ОАО «ПСК» разработало и утвердило Регламент заключения, изменения и расторжения договора энергоснабжения электрической энергии с потребителями ОАО «ПСК», расположенными на территории г. Санкт-Петербург.

 

     Указанные обстоятельства свидетельствуют о принятии ОАО «ПСК» мер по добровольному устранению нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

 

1. Признать в действиях ОАО «ПСК» нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при заключении  договоров энергоснабжения

2. Производство в отношении ОАО «ПСК» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела №К12-57/13 должностному лицу, уполномоченному осуществлять производство  по делам об административном правонарушении, по статье 14.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

Яковлев П.В.

 

Члены Комиссии

Ивашова Е.В.

 

 

Тихомирова Н.Ю.

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано  в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 12/18093 [format] => [safe_value] => 12/18093 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => К12-57/13 [format] => [safe_value] => К12-57/13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Электроэнергетика [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-03 09:49:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-11-29 09:49:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1386064424 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Санкт-Петербургское УФАС России )