Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «НИИ «Гириконд»

Номер дела: К05-116/13
Дата публикации: 12 декабря 2013, 11:07

12.12.2013 № 05/18851

 

РЕШЕНИЕ

по делу №К05-116/13

о нарушении антимонопольного законодательства

Дата оглашения резолютивной части – 28 ноября 2013 года.

Дата изготовления решения в полном объеме – 12 декабря 2013 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы
по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия) в составе:

Соколова И.П.

– заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Никитина М.Ф.

– заместитель начальника отдела пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, член Комиссии;

Пойманов И.В.

– главный специалист-эксперт отдела пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, член Комиссии,

рассмотрев дело № К05-116/13, возбужденное на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление) от 27 сентября 2013 года № 383-ОВ «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» по признакам нарушения ОАО «НИИ «Гириконд» (юридический адрес: 194223, Санкт-Петербург, ул.Курчатова, 10) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),


УСТАНОВИЛА:

1. В Управление поступило заявление ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» (ИНН 1826000616, место нахождения: 426000, г.Ижевск, Удмуртская республика, ул.Максима Горького, 90) (далее – Заявитель)
о признаках нарушения ОАО «НИИ «Гириконд» (ИНН 7802144144, место нахождения: 194223, Санкт-Петербург, ул.Курчатова, 10) Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»), выразившихся
в установлении монопольно высокой цены на помехоподавляющие керамические фильтры, единственным изготовителем которых является
ОАО «НИИ «Гириконд», используемых ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» согласно конструкторской документации
при изготовлении военной продукции.

Позиция Заявителя, изложенная в заявлении, заключается
в следующем.

06.09.2010 между ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг»
и ОАО «НИИ «Гириконд» заключен договор №776/35 на поставку изделий, согласно которому ОАО «НИИ «Гириконд» (Поставщик) обязуется изготовить и поставить проходные помехоподавляющие керамические фильтры с приемкой «5» согласно заявкам ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» (Заказчик), а Заказчик принять и оплатить продукцию
на условиях договора. Продукция является комплектующим элементом военной продукции, изготавливаемой во исполнение Гособоронзаказа
в интересах Министерства обороны. ОАО «НИИ «Гириконд» является единственным изготовителем указанной продукции. Порядок ценообразования (в том числе пересмотра цен) предусмотрен в соответствии с требованиями инструкции, утвержденной приказом Министерства экономики от 18.12.1997 №179 «Об утверждении инструкции
по формированию контрактных (договорных) оптовых цен на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу».

На основании пункта 2.1. договора №776/35 от 03.03.2011 поставка продукции производится по договорным ценам, согласованным
с 18 Военным Представительством Министерства обороны, указанным
в выставленном Поставщиком Заказчику счете на оплату продукции.

ОАО «НИИ «Гириконд» был представлен протокол оптовой цены
на фильтры от 01.12.2012, согласно которому ОАО «НИИ «Гириконд» увеличило цены на поставляемую продукцию от 11,9% до 15% к уровню цен 2012 года. Представленный протокол оптовой цены в нарушение пункта 2.1. договора №776/35 от 03.03.2011 не согласован с 18 военным представительством Министерства обороны.

В адрес ОАО «НИИ «Гириконд» было направлено предложение
о направлении в адрес ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» новых протоколов цен с ростом к уровню 2012 года в пределах утвержденного индекса-дефлятора (исх.№115-69/397 от 24.01.2013), на что был получен письменный отказ (исх.№1302-015 от 31.01.2013).

Таким образом, по мнению Заявителя, в действиях ОАО «НИИ «Гириконд» усматриваются признаки злоупотребления доминирующим положением, выражающиеся в установлении монопольно высокой цены
на поставку изделий.

2. Ответчик не согласился с доводами Заявителя, пояснив следующее.

Процесс формирования цен в ОАО «НИИ «Гириконд» на продукцию военного назначения организован в соответствии с Указанием первого заместителя министра обороны РФ от 27.12.2013 №249/УАС/520 «Основные подходы Минобороны России к формированию цены на продукцию военного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу
на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов», с учетом прогнозов Минэкономразвития РФ, основанного на использовании индексов-дефляторов.

В соответствии с Указанием начальника Управления военных представительств МО РФ от 04.10.2012 №251/1/6380, на Военные Представительства при рассмотрении расчетно-калькуляционных материалов на продукцию военного назначения были возложены функции контроля
за статьями затрат на материалы и оплату труда только в части анализа расчетной (плановой) трудоемкости без рассмотрения и согласования тарифных ставок.

В связи с этим, при перерасчете цен на продукцию ОАО «НИИ «Гириконд» с 01.12.2012 экономическими службами Военного Представительства были проверены статьи затрат на материалы
и трудоемкость изготовления фильтров, которые не изменялись. В то же время, основная заработная плата производственных работников, используемая при расчете цен, была увеличена с 20563 рублей до 26850 рублей и доведена до уровня, согласованного с Военным Представительством в Протоколе согласования основных экономических нормативов на 2012 год.

Ответчик также указал на то, что размер заработной платы, заложенный в расчетах цен на продукцию ОАО «НИИ «Гириконд», согласно данным Петростата, значительно ниже уровня средней заработной платы
для предприятий, выпускающих аналогичную продукцию в Санкт-Петербурге, а также на то, что ОАО «НИИ «Гириконд» не является доминирующим хозяйствующим субъектом. Продукцию схожую
по техническим характеристикам также производит ОАО «Кулон», который является основным конкурентом ОАО «НИИ «Гириконд».

3. Материалами дела №К05-116/13 о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 13.05.2013 №106536В-1/2013 основным видом деятельности
ОАО «НИИ «Гириконд» являются «Научные исследования и разработки
в области естественных и технических наук» код ОКВЭД 73.10. ОАО «НИИ «Гириконд» производит помехоподавляющие керамические фильтры Б24, Б25 и поставляет указанную продукцию ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» по договору от 03.03.2011 №776/35, срок которого, продлевался на основании дополнительного соглашения №2 от 08.10.2012, продлен до 31.12.2013. Указанные керамические фильтры используются ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» согласно конструкторской документации при изготовлении военной продукции.

Сторонами по делу не представлены доказательства уведомления Заявителем Ответчика о том, что продукция ОАО «НИИ «Гириконд», поставляемая по договору от 03.03.2011 №776/35, присутствует
в конструкторской документации.

Перечень основных обязанностей головного исполнителя, исполнителя по государственному оборонному заказу определен статьей 8 Федерального закона от 29.12.2012 №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»,
в соответствии с которой Головной исполнитель определяет состав исполнителей, обосновывает с их участием цену на продукцию
по государственному оборонному заказу, а Исполнитель обеспечивает соответствие поставок продукции по государственному оборонному заказу требованиям, установленным контрактом.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29.12.2012 №275‑ФЗ «О государственном оборонном заказе» государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу осуществляется в целях эффективного использования бюджетных средств
и создания оптимальных условий для рационального размещения
и своевременного выполнения государственного оборонного заказа
при соблюдении баланса интересов государственного заказчика и головного исполнителя, исполнителя.

Применение индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности при прогнозировании цен на продукцию военного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу осуществляется в Порядке, утвержденном приказом Минэкономразвития РФ от 16.04.2008 №104 (далее – Порядок). В соответствии с пунктом 2.1. Порядка Исполнители государственного оборонного заказа независимо
от их организационно-правовых форм и форм собственности вправе использовать Порядок при определении цены контракта с головным исполнителем (исполнителем) государственного оборонного заказа, цены единицы товара (работы, услуги), поставляемого с целью выполнения государственного оборонного заказа. Таким образом, указанным Порядком не установлена обязанность применения индексов цен и индексов-дефляторов исполнителями государственного оборонного заказа.

Также Распоряжением Правительства РФ от 14.06.2013 №976-р утвержден Перечень продукции по государственному оборонному заказу,
на которую распространяется государственное регулирование цен, в том числе: специальные комплектующие изделия, сырье и материалы
со специальными свойствами, применяемые только для производства товаров по государственному оборонному заказу. В соответствии со специализацией ОАО «НИИ «Гириконд» назначение основных видов продукции, выпускаемых Ответчиком, – двойное. Таким образом, цены на такую продукцию не подлежат государственному регулированию.

Пунктом «б» Постановления Правительства Российской Федерации
от 25.07.2012 №766 «О внесении изменений в Положение о военных представительствах Министерства Обороны Российской Федерации»
из абзаца девятого пункта 13 Положения о военных представительствах Министерства Обороны Российской Федерации исключена часть, определяющая обязанность руководителей организаций согласовывать цены на военную продукцию с военными представительствами.

Согласно письму Рособоронзаказа (исх.№6/4892 от 14.09.2012),
в реестре единственных поставщиков российских вооружения и военной техники отсутствуют сведения об ОАО «НИИ «Гириконд».

Согласно пояснениям ОАО «НИИ «Гириконд» цены на фильтры Б24, Б25 были пересмотрены исходя из экономического анализа основных показателей деятельности ОАО «НИИ «Гириконд». Пересмотр
и согласование основных экономических нормативов были проведены
под контролем экономических служб 137 ВП МО РФ при ОАО «НИИ «Гириконд», что было отражено в протоколе согласования.

ОАО «НИИ «Гириконд» представило заключение 137 ВП МО РФ
по материальным затратам и трудоемкости изготовления фильтров Б25
от 10.12.2012 №137/1/247, протокол цен на помехоподавляющие керамические фильтры Б25 на 2013 год от 01.12.2012. Также в заседание Комиссии ОАО «НИИ «Гириконд» представило заключение 137 ВП МО РФ по проекту оптовой цены на фильтры Б25 от 09.08.2013 №137/1/194
для исполнения государственного контракта на поставку КИМП
в обеспечение ГОЗ, протокол согласования основных экономических нормативов ОАО «НИИ «Гириконд» на 2013 год, применяемых
при формировании договорных (контрактных) цен на продукцию категории качества «ВП», согласованную 137 ВП МО РФ 01.03.2013 и письмо Петростата от 27.11.2013 №410/8065, согласно которому, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника организаций Санкт-Петербурга (без субъектов малого предпринимательства) по виду экономической деятельности «Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук» код ОКВЭД 73.10 составила за январь-декабрь 2012 года 47988 рублей.

Приказом Минпромэнерго от 23.08.2006 №200 утвержден Порядок определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу. Разделом II указанного Порядка определен состав и содержание статей затрат на производство продукции оборонного назначения. Согласно представленному Протоколу согласования основных экономических нормативов ОАО «НИИ «Гириконд» на 2013 год, применяемых
при формировании договорных (контрактных) цен на продукцию категории качества «ВП» от 01.03.2013, в состав статей затрат на производство продукции оборонного назначения входят средняя заработная плата одного работника основного производственного персонала, дополнительная зарплата, что соответствует пункту 7 раздела II Порядка, отчисления
на социальные нужды, что соответствует пункту 8 раздела II Порядка, накладные расходы, что соответствует пункту 17 раздела II Порядка.

25.11.2013 Управлением получено письмо ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» об отзыве заявления №115-69/1288 от 25.02.2013
и ходатайстве о прекращении дела №К05-116/13 в связи с урегулированием разногласий. Основания прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства определены в статье 48 Закона о защите конкуренции. Указанная статья не предусматривает такого основания
как отзыв заявления.

В то же время, Заявителем не представлены доказательства
и Комиссией не установлено, что ОАО «НИИ «Гириконд» занимая доминирующее положение на рынке, устанавливало монопольно высокую цену на выпускаемые фильтры Б24, Б25, используемые Заявителем
при изготовлении военной продукции.

Таким образом, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона
о защите конкуренции, имеются основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения в рассматриваемых действиях ОАО «НИИ «Гириконд».

Принимая во внимание указанные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 2 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела №К05-116/13 о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с отсутствием в действиях
ОАО «НИИ «Гириконд» нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Председатель Комиссии

 

И.П. Соколова

 

Члены Комиссии

 

М.Ф. Никитина

 

 

И.В. Пойманов

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

stdClass Object ( [vid] => 7280 [uid] => 5 [title] => Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «НИИ «Гириконд» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7280 [type] => solution [language] => ru [created] => 1388387330 [changed] => 1388387330 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1388387330 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

12.12.2013 № 05/18851

 

РЕШЕНИЕ

по делу №К05-116/13

о нарушении антимонопольного законодательства

Дата оглашения резолютивной части – 28 ноября 2013 года.

Дата изготовления решения в полном объеме – 12 декабря 2013 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы
по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия) в составе:

Соколова И.П.

– заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Никитина М.Ф.

– заместитель начальника отдела пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, член Комиссии;

Пойманов И.В.

– главный специалист-эксперт отдела пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, член Комиссии,

рассмотрев дело № К05-116/13, возбужденное на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление) от 27 сентября 2013 года № 383-ОВ «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» по признакам нарушения ОАО «НИИ «Гириконд» (юридический адрес: 194223, Санкт-Петербург, ул.Курчатова, 10) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),


УСТАНОВИЛА:

1. В Управление поступило заявление ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» (ИНН 1826000616, место нахождения: 426000, г.Ижевск, Удмуртская республика, ул.Максима Горького, 90) (далее – Заявитель)
о признаках нарушения ОАО «НИИ «Гириконд» (ИНН 7802144144, место нахождения: 194223, Санкт-Петербург, ул.Курчатова, 10) Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»), выразившихся
в установлении монопольно высокой цены на помехоподавляющие керамические фильтры, единственным изготовителем которых является
ОАО «НИИ «Гириконд», используемых ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» согласно конструкторской документации
при изготовлении военной продукции.

Позиция Заявителя, изложенная в заявлении, заключается
в следующем.

06.09.2010 между ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг»
и ОАО «НИИ «Гириконд» заключен договор №776/35 на поставку изделий, согласно которому ОАО «НИИ «Гириконд» (Поставщик) обязуется изготовить и поставить проходные помехоподавляющие керамические фильтры с приемкой «5» согласно заявкам ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» (Заказчик), а Заказчик принять и оплатить продукцию
на условиях договора. Продукция является комплектующим элементом военной продукции, изготавливаемой во исполнение Гособоронзаказа
в интересах Министерства обороны. ОАО «НИИ «Гириконд» является единственным изготовителем указанной продукции. Порядок ценообразования (в том числе пересмотра цен) предусмотрен в соответствии с требованиями инструкции, утвержденной приказом Министерства экономики от 18.12.1997 №179 «Об утверждении инструкции
по формированию контрактных (договорных) оптовых цен на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу».

На основании пункта 2.1. договора №776/35 от 03.03.2011 поставка продукции производится по договорным ценам, согласованным
с 18 Военным Представительством Министерства обороны, указанным
в выставленном Поставщиком Заказчику счете на оплату продукции.

ОАО «НИИ «Гириконд» был представлен протокол оптовой цены
на фильтры от 01.12.2012, согласно которому ОАО «НИИ «Гириконд» увеличило цены на поставляемую продукцию от 11,9% до 15% к уровню цен 2012 года. Представленный протокол оптовой цены в нарушение пункта 2.1. договора №776/35 от 03.03.2011 не согласован с 18 военным представительством Министерства обороны.

В адрес ОАО «НИИ «Гириконд» было направлено предложение
о направлении в адрес ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» новых протоколов цен с ростом к уровню 2012 года в пределах утвержденного индекса-дефлятора (исх.№115-69/397 от 24.01.2013), на что был получен письменный отказ (исх.№1302-015 от 31.01.2013).

Таким образом, по мнению Заявителя, в действиях ОАО «НИИ «Гириконд» усматриваются признаки злоупотребления доминирующим положением, выражающиеся в установлении монопольно высокой цены
на поставку изделий.

2. Ответчик не согласился с доводами Заявителя, пояснив следующее.

Процесс формирования цен в ОАО «НИИ «Гириконд» на продукцию военного назначения организован в соответствии с Указанием первого заместителя министра обороны РФ от 27.12.2013 №249/УАС/520 «Основные подходы Минобороны России к формированию цены на продукцию военного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу
на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов», с учетом прогнозов Минэкономразвития РФ, основанного на использовании индексов-дефляторов.

В соответствии с Указанием начальника Управления военных представительств МО РФ от 04.10.2012 №251/1/6380, на Военные Представительства при рассмотрении расчетно-калькуляционных материалов на продукцию военного назначения были возложены функции контроля
за статьями затрат на материалы и оплату труда только в части анализа расчетной (плановой) трудоемкости без рассмотрения и согласования тарифных ставок.

В связи с этим, при перерасчете цен на продукцию ОАО «НИИ «Гириконд» с 01.12.2012 экономическими службами Военного Представительства были проверены статьи затрат на материалы
и трудоемкость изготовления фильтров, которые не изменялись. В то же время, основная заработная плата производственных работников, используемая при расчете цен, была увеличена с 20563 рублей до 26850 рублей и доведена до уровня, согласованного с Военным Представительством в Протоколе согласования основных экономических нормативов на 2012 год.

Ответчик также указал на то, что размер заработной платы, заложенный в расчетах цен на продукцию ОАО «НИИ «Гириконд», согласно данным Петростата, значительно ниже уровня средней заработной платы
для предприятий, выпускающих аналогичную продукцию в Санкт-Петербурге, а также на то, что ОАО «НИИ «Гириконд» не является доминирующим хозяйствующим субъектом. Продукцию схожую
по техническим характеристикам также производит ОАО «Кулон», который является основным конкурентом ОАО «НИИ «Гириконд».

3. Материалами дела №К05-116/13 о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 13.05.2013 №106536В-1/2013 основным видом деятельности
ОАО «НИИ «Гириконд» являются «Научные исследования и разработки
в области естественных и технических наук» код ОКВЭД 73.10. ОАО «НИИ «Гириконд» производит помехоподавляющие керамические фильтры Б24, Б25 и поставляет указанную продукцию ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» по договору от 03.03.2011 №776/35, срок которого, продлевался на основании дополнительного соглашения №2 от 08.10.2012, продлен до 31.12.2013. Указанные керамические фильтры используются ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» согласно конструкторской документации при изготовлении военной продукции.

Сторонами по делу не представлены доказательства уведомления Заявителем Ответчика о том, что продукция ОАО «НИИ «Гириконд», поставляемая по договору от 03.03.2011 №776/35, присутствует
в конструкторской документации.

Перечень основных обязанностей головного исполнителя, исполнителя по государственному оборонному заказу определен статьей 8 Федерального закона от 29.12.2012 №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»,
в соответствии с которой Головной исполнитель определяет состав исполнителей, обосновывает с их участием цену на продукцию
по государственному оборонному заказу, а Исполнитель обеспечивает соответствие поставок продукции по государственному оборонному заказу требованиям, установленным контрактом.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29.12.2012 №275‑ФЗ «О государственном оборонном заказе» государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу осуществляется в целях эффективного использования бюджетных средств
и создания оптимальных условий для рационального размещения
и своевременного выполнения государственного оборонного заказа
при соблюдении баланса интересов государственного заказчика и головного исполнителя, исполнителя.

Применение индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности при прогнозировании цен на продукцию военного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу осуществляется в Порядке, утвержденном приказом Минэкономразвития РФ от 16.04.2008 №104 (далее – Порядок). В соответствии с пунктом 2.1. Порядка Исполнители государственного оборонного заказа независимо
от их организационно-правовых форм и форм собственности вправе использовать Порядок при определении цены контракта с головным исполнителем (исполнителем) государственного оборонного заказа, цены единицы товара (работы, услуги), поставляемого с целью выполнения государственного оборонного заказа. Таким образом, указанным Порядком не установлена обязанность применения индексов цен и индексов-дефляторов исполнителями государственного оборонного заказа.

Также Распоряжением Правительства РФ от 14.06.2013 №976-р утвержден Перечень продукции по государственному оборонному заказу,
на которую распространяется государственное регулирование цен, в том числе: специальные комплектующие изделия, сырье и материалы
со специальными свойствами, применяемые только для производства товаров по государственному оборонному заказу. В соответствии со специализацией ОАО «НИИ «Гириконд» назначение основных видов продукции, выпускаемых Ответчиком, – двойное. Таким образом, цены на такую продукцию не подлежат государственному регулированию.

Пунктом «б» Постановления Правительства Российской Федерации
от 25.07.2012 №766 «О внесении изменений в Положение о военных представительствах Министерства Обороны Российской Федерации»
из абзаца девятого пункта 13 Положения о военных представительствах Министерства Обороны Российской Федерации исключена часть, определяющая обязанность руководителей организаций согласовывать цены на военную продукцию с военными представительствами.

Согласно письму Рособоронзаказа (исх.№6/4892 от 14.09.2012),
в реестре единственных поставщиков российских вооружения и военной техники отсутствуют сведения об ОАО «НИИ «Гириконд».

Согласно пояснениям ОАО «НИИ «Гириконд» цены на фильтры Б24, Б25 были пересмотрены исходя из экономического анализа основных показателей деятельности ОАО «НИИ «Гириконд». Пересмотр
и согласование основных экономических нормативов были проведены
под контролем экономических служб 137 ВП МО РФ при ОАО «НИИ «Гириконд», что было отражено в протоколе согласования.

ОАО «НИИ «Гириконд» представило заключение 137 ВП МО РФ
по материальным затратам и трудоемкости изготовления фильтров Б25
от 10.12.2012 №137/1/247, протокол цен на помехоподавляющие керамические фильтры Б25 на 2013 год от 01.12.2012. Также в заседание Комиссии ОАО «НИИ «Гириконд» представило заключение 137 ВП МО РФ по проекту оптовой цены на фильтры Б25 от 09.08.2013 №137/1/194
для исполнения государственного контракта на поставку КИМП
в обеспечение ГОЗ, протокол согласования основных экономических нормативов ОАО «НИИ «Гириконд» на 2013 год, применяемых
при формировании договорных (контрактных) цен на продукцию категории качества «ВП», согласованную 137 ВП МО РФ 01.03.2013 и письмо Петростата от 27.11.2013 №410/8065, согласно которому, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника организаций Санкт-Петербурга (без субъектов малого предпринимательства) по виду экономической деятельности «Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук» код ОКВЭД 73.10 составила за январь-декабрь 2012 года 47988 рублей.

Приказом Минпромэнерго от 23.08.2006 №200 утвержден Порядок определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу. Разделом II указанного Порядка определен состав и содержание статей затрат на производство продукции оборонного назначения. Согласно представленному Протоколу согласования основных экономических нормативов ОАО «НИИ «Гириконд» на 2013 год, применяемых
при формировании договорных (контрактных) цен на продукцию категории качества «ВП» от 01.03.2013, в состав статей затрат на производство продукции оборонного назначения входят средняя заработная плата одного работника основного производственного персонала, дополнительная зарплата, что соответствует пункту 7 раздела II Порядка, отчисления
на социальные нужды, что соответствует пункту 8 раздела II Порядка, накладные расходы, что соответствует пункту 17 раздела II Порядка.

25.11.2013 Управлением получено письмо ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» об отзыве заявления №115-69/1288 от 25.02.2013
и ходатайстве о прекращении дела №К05-116/13 в связи с урегулированием разногласий. Основания прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства определены в статье 48 Закона о защите конкуренции. Указанная статья не предусматривает такого основания
как отзыв заявления.

В то же время, Заявителем не представлены доказательства
и Комиссией не установлено, что ОАО «НИИ «Гириконд» занимая доминирующее положение на рынке, устанавливало монопольно высокую цену на выпускаемые фильтры Б24, Б25, используемые Заявителем
при изготовлении военной продукции.

Таким образом, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона
о защите конкуренции, имеются основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения в рассматриваемых действиях ОАО «НИИ «Гириконд».

Принимая во внимание указанные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 2 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела №К05-116/13 о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с отсутствием в действиях
ОАО «НИИ «Гириконд» нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Председатель Комиссии

 

И.П. Соколова

 

Члены Комиссии

 

М.Ф. Никитина

 

 

И.В. Пойманов

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

12.12.2013 № 05/18851

 

РЕШЕНИЕ

по делу №К05-116/13

о нарушении антимонопольного законодательства

Дата оглашения резолютивной части – 28 ноября 2013 года.

Дата изготовления решения в полном объеме – 12 декабря 2013 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы
по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия) в составе:

Соколова И.П.

– заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Никитина М.Ф.

– заместитель начальника отдела пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, член Комиссии;

Пойманов И.В.

– главный специалист-эксперт отдела пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, член Комиссии,

рассмотрев дело № К05-116/13, возбужденное на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление) от 27 сентября 2013 года № 383-ОВ «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» по признакам нарушения ОАО «НИИ «Гириконд» (юридический адрес: 194223, Санкт-Петербург, ул.Курчатова, 10) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),



УСТАНОВИЛА:

1. В Управление поступило заявление ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» (ИНН 1826000616, место нахождения: 426000, г.Ижевск, Удмуртская республика, ул.Максима Горького, 90) (далее – Заявитель)
о признаках нарушения ОАО «НИИ «Гириконд» (ИНН 7802144144, место нахождения: 194223, Санкт-Петербург, ул.Курчатова, 10) Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»), выразившихся
в установлении монопольно высокой цены на помехоподавляющие керамические фильтры, единственным изготовителем которых является
ОАО «НИИ «Гириконд», используемых ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» согласно конструкторской документации
при изготовлении военной продукции.

Позиция Заявителя, изложенная в заявлении, заключается
в следующем.

06.09.2010 между ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг»
и ОАО «НИИ «Гириконд» заключен договор №776/35 на поставку изделий, согласно которому ОАО «НИИ «Гириконд» (Поставщик) обязуется изготовить и поставить проходные помехоподавляющие керамические фильтры с приемкой «5» согласно заявкам ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» (Заказчик), а Заказчик принять и оплатить продукцию
на условиях договора. Продукция является комплектующим элементом военной продукции, изготавливаемой во исполнение Гособоронзаказа
в интересах Министерства обороны. ОАО «НИИ «Гириконд» является единственным изготовителем указанной продукции. Порядок ценообразования (в том числе пересмотра цен) предусмотрен в соответствии с требованиями инструкции, утвержденной приказом Министерства экономики от 18.12.1997 №179 «Об утверждении инструкции
по формированию контрактных (договорных) оптовых цен на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу».

На основании пункта 2.1. договора №776/35 от 03.03.2011 поставка продукции производится по договорным ценам, согласованным
с 18 Военным Представительством Министерства обороны, указанным
в выставленном Поставщиком Заказчику счете на оплату продукции.

ОАО «НИИ «Гириконд» был представлен протокол оптовой цены
на фильтры от 01.12.2012, согласно которому ОАО «НИИ «Гириконд» увеличило цены на поставляемую продукцию от 11,9% до 15% к уровню цен 2012 года. Представленный протокол оптовой цены в нарушение пункта 2.1. договора №776/35 от 03.03.2011 не согласован с 18 военным представительством Министерства обороны.

В адрес ОАО «НИИ «Гириконд» было направлено предложение
о направлении в адрес ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» новых протоколов цен с ростом к уровню 2012 года в пределах утвержденного индекса-дефлятора (исх.№115-69/397 от 24.01.2013), на что был получен письменный отказ (исх.№1302-015 от 31.01.2013).

Таким образом, по мнению Заявителя, в действиях ОАО «НИИ «Гириконд» усматриваются признаки злоупотребления доминирующим положением, выражающиеся в установлении монопольно высокой цены
на поставку изделий.

2. Ответчик не согласился с доводами Заявителя, пояснив следующее.

Процесс формирования цен в ОАО «НИИ «Гириконд» на продукцию военного назначения организован в соответствии с Указанием первого заместителя министра обороны РФ от 27.12.2013 №249/УАС/520 «Основные подходы Минобороны России к формированию цены на продукцию военного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу
на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов», с учетом прогнозов Минэкономразвития РФ, основанного на использовании индексов-дефляторов.

В соответствии с Указанием начальника Управления военных представительств МО РФ от 04.10.2012 №251/1/6380, на Военные Представительства при рассмотрении расчетно-калькуляционных материалов на продукцию военного назначения были возложены функции контроля
за статьями затрат на материалы и оплату труда только в части анализа расчетной (плановой) трудоемкости без рассмотрения и согласования тарифных ставок.

В связи с этим, при перерасчете цен на продукцию ОАО «НИИ «Гириконд» с 01.12.2012 экономическими службами Военного Представительства были проверены статьи затрат на материалы
и трудоемкость изготовления фильтров, которые не изменялись. В то же время, основная заработная плата производственных работников, используемая при расчете цен, была увеличена с 20563 рублей до 26850 рублей и доведена до уровня, согласованного с Военным Представительством в Протоколе согласования основных экономических нормативов на 2012 год.

Ответчик также указал на то, что размер заработной платы, заложенный в расчетах цен на продукцию ОАО «НИИ «Гириконд», согласно данным Петростата, значительно ниже уровня средней заработной платы
для предприятий, выпускающих аналогичную продукцию в Санкт-Петербурге, а также на то, что ОАО «НИИ «Гириконд» не является доминирующим хозяйствующим субъектом. Продукцию схожую
по техническим характеристикам также производит ОАО «Кулон», который является основным конкурентом ОАО «НИИ «Гириконд».

3. Материалами дела №К05-116/13 о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 13.05.2013 №106536В-1/2013 основным видом деятельности
ОАО «НИИ «Гириконд» являются «Научные исследования и разработки
в области естественных и технических наук» код ОКВЭД 73.10. ОАО «НИИ «Гириконд» производит помехоподавляющие керамические фильтры Б24, Б25 и поставляет указанную продукцию ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» по договору от 03.03.2011 №776/35, срок которого, продлевался на основании дополнительного соглашения №2 от 08.10.2012, продлен до 31.12.2013. Указанные керамические фильтры используются ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» согласно конструкторской документации при изготовлении военной продукции.

Сторонами по делу не представлены доказательства уведомления Заявителем Ответчика о том, что продукция ОАО «НИИ «Гириконд», поставляемая по договору от 03.03.2011 №776/35, присутствует
в конструкторской документации.

Перечень основных обязанностей головного исполнителя, исполнителя по государственному оборонному заказу определен статьей 8 Федерального закона от 29.12.2012 №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»,
в соответствии с которой Головной исполнитель определяет состав исполнителей, обосновывает с их участием цену на продукцию
по государственному оборонному заказу, а Исполнитель обеспечивает соответствие поставок продукции по государственному оборонному заказу требованиям, установленным контрактом.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29.12.2012 №275‑ФЗ «О государственном оборонном заказе» государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу осуществляется в целях эффективного использования бюджетных средств
и создания оптимальных условий для рационального размещения
и своевременного выполнения государственного оборонного заказа
при соблюдении баланса интересов государственного заказчика и головного исполнителя, исполнителя.

Применение индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности при прогнозировании цен на продукцию военного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу осуществляется в Порядке, утвержденном приказом Минэкономразвития РФ от 16.04.2008 №104 (далее – Порядок). В соответствии с пунктом 2.1. Порядка Исполнители государственного оборонного заказа независимо
от их организационно-правовых форм и форм собственности вправе использовать Порядок при определении цены контракта с головным исполнителем (исполнителем) государственного оборонного заказа, цены единицы товара (работы, услуги), поставляемого с целью выполнения государственного оборонного заказа. Таким образом, указанным Порядком не установлена обязанность применения индексов цен и индексов-дефляторов исполнителями государственного оборонного заказа.

Также Распоряжением Правительства РФ от 14.06.2013 №976-р утвержден Перечень продукции по государственному оборонному заказу,
на которую распространяется государственное регулирование цен, в том числе: специальные комплектующие изделия, сырье и материалы
со специальными свойствами, применяемые только для производства товаров по государственному оборонному заказу. В соответствии со специализацией ОАО «НИИ «Гириконд» назначение основных видов продукции, выпускаемых Ответчиком, – двойное. Таким образом, цены на такую продукцию не подлежат государственному регулированию.

Пунктом «б» Постановления Правительства Российской Федерации
от 25.07.2012 №766 «О внесении изменений в Положение о военных представительствах Министерства Обороны Российской Федерации»
из абзаца девятого пункта 13 Положения о военных представительствах Министерства Обороны Российской Федерации исключена часть, определяющая обязанность руководителей организаций согласовывать цены на военную продукцию с военными представительствами.

Согласно письму Рособоронзаказа (исх.№6/4892 от 14.09.2012),
в реестре единственных поставщиков российских вооружения и военной техники отсутствуют сведения об ОАО «НИИ «Гириконд».

Согласно пояснениям ОАО «НИИ «Гириконд» цены на фильтры Б24, Б25 были пересмотрены исходя из экономического анализа основных показателей деятельности ОАО «НИИ «Гириконд». Пересмотр
и согласование основных экономических нормативов были проведены
под контролем экономических служб 137 ВП МО РФ при ОАО «НИИ «Гириконд», что было отражено в протоколе согласования.

ОАО «НИИ «Гириконд» представило заключение 137 ВП МО РФ
по материальным затратам и трудоемкости изготовления фильтров Б25
от 10.12.2012 №137/1/247, протокол цен на помехоподавляющие керамические фильтры Б25 на 2013 год от 01.12.2012. Также в заседание Комиссии ОАО «НИИ «Гириконд» представило заключение 137 ВП МО РФ по проекту оптовой цены на фильтры Б25 от 09.08.2013 №137/1/194
для исполнения государственного контракта на поставку КИМП
в обеспечение ГОЗ, протокол согласования основных экономических нормативов ОАО «НИИ «Гириконд» на 2013 год, применяемых
при формировании договорных (контрактных) цен на продукцию категории качества «ВП», согласованную 137 ВП МО РФ 01.03.2013 и письмо Петростата от 27.11.2013 №410/8065, согласно которому, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника организаций Санкт-Петербурга (без субъектов малого предпринимательства) по виду экономической деятельности «Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук» код ОКВЭД 73.10 составила за январь-декабрь 2012 года 47988 рублей.

Приказом Минпромэнерго от 23.08.2006 №200 утвержден Порядок определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу. Разделом II указанного Порядка определен состав и содержание статей затрат на производство продукции оборонного назначения. Согласно представленному Протоколу согласования основных экономических нормативов ОАО «НИИ «Гириконд» на 2013 год, применяемых
при формировании договорных (контрактных) цен на продукцию категории качества «ВП» от 01.03.2013, в состав статей затрат на производство продукции оборонного назначения входят средняя заработная плата одного работника основного производственного персонала, дополнительная зарплата, что соответствует пункту 7 раздела II Порядка, отчисления
на социальные нужды, что соответствует пункту 8 раздела II Порядка, накладные расходы, что соответствует пункту 17 раздела II Порядка.

25.11.2013 Управлением получено письмо ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» об отзыве заявления №115-69/1288 от 25.02.2013
и ходатайстве о прекращении дела №К05-116/13 в связи с урегулированием разногласий. Основания прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства определены в статье 48 Закона о защите конкуренции. Указанная статья не предусматривает такого основания
как отзыв заявления.

В то же время, Заявителем не представлены доказательства
и Комиссией не установлено, что ОАО «НИИ «Гириконд» занимая доминирующее положение на рынке, устанавливало монопольно высокую цену на выпускаемые фильтры Б24, Б25, используемые Заявителем
при изготовлении военной продукции.

Таким образом, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона
о защите конкуренции, имеются основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения в рассматриваемых действиях ОАО «НИИ «Гириконд».

Принимая во внимание указанные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 2 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела №К05-116/13 о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с отсутствием в действиях
ОАО «НИИ «Гириконд» нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Председатель Комиссии

 

И.П. Соколова

 

Члены Комиссии

 

М.Ф. Никитина

 

 

И.В. Пойманов

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 05/18851 [format] => [safe_value] => 05/18851 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => К05-116/13 [format] => [safe_value] => К05-116/13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-12 07:07:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-12 07:07:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1388387330 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Санкт-Петербургское УФАС России )