Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «СЗ «Северная верфь»»

Номер дела: К12-112/13
Дата публикации: 5 февраля 2014, 10:15

РЕШЕНИЕ

по делу № К12-112/13

 

 

«22» января 2014 г.                                                                       Санкт-Петербург

 

Резолютивная часть решения оглашена 22 января 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 05 февраля 2014 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Яковлев П.В.

-

 

заместитель руководителя управления, Председатель Комиссии;

Мультановская В.В.

-

начальник отдела контроля энергетики, член Комиссии;

Ивашова Е.В.

-

заместитель начальника отдела контроля энергетики, член Комиссии;

рассмотрев дело № К12-112/13 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Судостроительный завод «Северная верфь» (далее – ОАО «СЗ «Северная верфь»») (местонахождение: 198096, Санкт-Петербург, ул. Корабельная, д.6; ИНН 7805034277) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при обеспечении энергоснабжением объектов недвижимости ОАО «Нива-СВ», расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Корабельная, д.6 (далее – Объекты), в присутствии представителей

 

от ОАО «Нива-СВ» (заявитель):

Кузнецова Е.В. – представитель (доверенность № Д-390 от 21.10.2013);

от ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (ответчик):

Климко А.А. – представитель (доверенность № Д-240 от 25.12.2013);

от ЗАО «Энергосбытовая компания Кировского завода» (привлеченное лицо):

Андреев А.С. – представитель (доверенность б/н от 09.01.2014),

Петров А.В. – представитель (доверенность № 57 от 22.01.2014),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В отдел контроля энергетики поступило заявление ОАО «Нива-СВ» (далее – Общество) от 26.06.2013 №554/190 (вх. № 12539 от 02.07.2013) в связи с действиями ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (далее - ОАО «СЗ «Северная верфь») при обеспечении энергоснабжением объектов недвижимости ОАО «Нива-СВ», расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Корабельная, д.6.

В заявлении ОАО «Нива-СВ» указывается следующее.

ОАО «Нива-СВ» является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Корабельная ул., д. 6 (далее – Объекты).

Энергоснабжение Объектов ОАО «Нива-СВ» осуществляется на основании договоров, заключенных между ОАО «Нива-СВ» и ОАО «СЗ «Северная верфь», а именно:

- договор на электроснабжение №411-560/554/117 от 01.03.2009 между ОАО «СЗ «Северная верфь» и ОАО «Нива-СВ»;

- договор на энергоснабжение №411-681/554/64 от 01.03.2012 между ОАО «СЗ «Северная верфь» и ОАО «Нива-СВ».

ОАО «Нива-СВ» утверждает, что у Общества отсутствует задолженность перед ОАО СЗ «Северная верфь» по указанным договорам.

ОАО «Нива-СВ» отмечает, что в силу технологических особенностей инженерных сетей и коммуникаций ОАО «Нива-СВ» не имеет иной технической возможности обеспечить энергоснабжением, принадлежащие Обществу Объекты, минуя инженерные сети ОАО «СЗ «Северная верфь».

По информации ОАО «Нива-СВ», ОАО «СЗ «Северная верфь» прекратило подачу электрической энергии на Объекты ОАО «Нива-СВ», что, по мнению Общества, является необоснованным и незаконным.

Также ОАО «Нива-СВ» считает незаконными действиями ОАО СЗ «Северная верфь» при установлении платы по передаче энергоресурсов (электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения/водоотведения).

 

2. ОАО «СЗ «Северная верфь» представило следующие обоснования своих действий (письма исх. № 513/95 от 05.09.2013, № 513/13 от 16.01.2014).

Энергоснабжение объектов недвижимости, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Корабельная, д. 6 и принадлежащих ОАО «СЗ «Северная верфь» осуществляется на основании Договора энергоснабжения № 92100-207ЭС/411-674 от 01.08.2011 (далее – Договор). Энергоснабжение объектов недвижимости, принадлежащих иным юридическим лицам осуществляется на основании заключенных с ними договоров.

Договор заключен на основании п. 6 гл. 30 Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетики». Дополнительные соглашения к договору оформлялись в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

Электроснабжение объектов ОАО «Нива-СВ», расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Корабельная, д. 6, осуществляется по договору № 411-560/554/117 от 01.03.2009. Схема существующего электроснабжения отражена в приложениях к договору: акте о техническом присоединении, акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, плановых объемах потребления электроэнергии и мощности, порядке расчета фактического потребления.

3. Рассмотрев информацию по делу № К12-112/13, Комиссия отмечает следующее.

Обеспечение объектов недвижимости ОАО «Нива-СВ» энергоресурсами производится через присоединенные сети и опосредством сетевого оборудования ОАО «СЗ «Северная верфь» согласно условиям договоров на электроснабжение № 411-560/554/117 от 01.03.2009 г. (далее – Договор электроснабжения).

Надлежащее технологическое присоединение энергопринимающих устройств
объектов ОАО «Нива-СВ» подтверждается актами технологического присоединения и разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, определением установленной и разрешенной мощностей подключения по каждому объекту, составленными и подписанными сторонами (приложение № 1 и приложение № 2 к договору № 411-560/554/117 от 01.03.2009 г.).

Между ОАО «СЗ «Северная верфь» и ЗАО «Энергосбытовая компания Кировского завода» заключен договор энергоснабжения № 92100-207ЭС/411-674 от 01.08.2011. Согласно Приложению № 6 к договору энергоснабжения № 92100-207ЭС/411-674 от 01.08.2011 (далее – Приложение № 6) ОАО «Нива-СВ» является субабонентом, присоединенных к сети ОАО «СЗ «Северная верфь». Согласно Приложению № 6 субабонентами, присоединенных к мети ОАО «СЗ «Северная верфь», являются также 34 юридических лица, находящихся на одной производственной площадке ОАО «СЗ «Северная верфь», энергоснабжение объектов недвижимости  которых осуществляется на основании заключенных договоров с ОАО «СЗ «Северная верфь». 

При установлении доминирующего положения ОАО «СЗ «Северная верфь», Санкт-Петербургское УФАС России исходило из следующего.

В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) электроэнергетика это отрасль экономики РФ, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам

Таким образом, процесс электроснабжения включает следующие стадии: производство, передача и распределение электроэнергии.

   Согласно определениям, содержащимся в Законе об электроэнергетике:

Потребители электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд (ст. 3 Закона об электроэнергетике).

Оптовый рынок электрической энергии и мощности (далее - оптовый рынок) - сфера обращения особых товаров - электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии и мощности, а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом Правительством Российской Федерации. Критерии отнесения производителей и покупателей электрической энергии к категории крупных производителей и крупных покупателей устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Розничные рынки электрической энергии (далее - розничные рынки) - сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии (ст. 3 Закона об электроэнергетике).

Объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (ст. 3 Закона об электроэнергетике).

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции, товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; взаимозаменяемые товары – товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).

По своему функциональному назначению электроэнергия не имеет заменителей.

Альтернативным вариантом электроэнергии (электроснабжения) для потребителей может быть установка дизельных генераторов и др.

Однако переход на альтернативные  электроснабжение требует значительных первоначальных вложений, имеет ограничения технического и технологического характера и потому в большинстве случаев невозможен или нецелесообразен. Кроме того, альтернативные способы получения электрической энергии  в большинстве случаев не соответствует обязательным требованиям, количества и  качества электрической энергии.

Организация альтернативного источника электроснабжения потребует значительных временных  и финансовых затрат, также существуют объективные (организационные и пр.) барьеры, препятствующие свободному переходу к альтернативному источнику электроснабжения.

Альтернативные варианты  электроснабжения могут быть выбраны в случае принятия потребителем решения о переходе на более качественный способ получения электроэнергии, который в любом случае потребует значительных финансовых и временных затрат, в том числе и за счет привлеченных средств.

В данном случае альтернативные варианты электроснабжения не могут быть рассмотрены как взаимозаменяемые, так как согласно пункту 3.7. Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утв. Приказом ФАС России 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок №220) товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены товара другим товаром в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой приобретатель товара несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10 процентов от цены товара), и если при этом антимонопольный орган не располагает информацией о том, что такая замена имела или имеет место.

Электрическая энергия поставляется по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии - соглашение, в соответствии с которым поставщик обязуется поставить покупателю электрическую энергию, соответствующую обязательным требованиям, в определенном количестве и определенного качества, а покупатель обязуется принять и оплатить электрическую энергию на условиях заключенного в соответствии с правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков договора (ст. 3 Закона об электроэнергетике).

Необходимым условием заключения договора электроснабжения является осуществление надлежащего технологического присоединения.

Процесс передачи электрической энергии неразрывно связан и обусловлен технологическим присоединением к электрическим сетям.

Переток (передача) электрической энергии (мощности) - транспорт электроэнергии (мощности) по одной или нескольким линиям электропередачи в контролируемом сечении через таможенные границы сторон.

Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ "Об электроэнергетике", технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии носит однократный характер.

Технологически  передачу электроэнергии конкретному потребителю можно оказать только через присоединенные электрические сети.

По этим причинам ни один  хозяйствующий субъект не может конкурировать с другими организациями по передаче (перетоку)  электроэнергии потребителям  в границах присоединенных сетей.

Таким образом, географические границы рынка по передаче электрической энергии определяются фактической и потенциальной возможностью покупателя получать электрическую энергию в границах присоединенных электрических сетей.

Согласно п. 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" условия признания лица занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара (ограниченного в силу пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, в том числе территориальными пределами) определяются статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, каждый хозяйствующий субъект, осуществляющий  передачу (переток) электрической энергии, занимает абсолютное доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии  в границах присоединенных сетей по отношению к конкретному технологически присоединенному потребителю с долей 100%.

 

Также, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях):

- естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;

- субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии со статьей 4 Закона о естественных монополиях, услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии. Услуга по перетоку электроэнергии носит естественно-монопольный характер.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

 

На основании вышеизложенного ОАО «СЗ «Северная верфь» является доминирующим хозяйствующим субъектом на рынке услуг по передаче (перетоку) электроэнергии на объекты ОАО «Нива-СВ», что требует соблюдения ограничений, установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции - запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

07.06.2013 г. ОАО «СЗ «Северная верфь» письмом № 411/379 уведомило ОАО «Нива-СВ» о том, что в связи с нарушением договоренности о режиме работы «Кафе на Северной набережной» (далее – Кафе) с 07.06.2013 г. электроснабжение Кафе будет временно ограничено.

10.06.2013 г. ОАО «Нива-СВ» был составлен Акт на освидетельствования фактического отключения электроэнергии в кафе на набережной (далее – Акт). В Акте указывается, что на дату 10.06.2013 г. в помещениях Кафе электрооборудование установок в удовлетворительном состоянии, обслуживающий персонал в наличии, помещение Кафе закрыты, электроснабжение в Кафе отсутствует.

ОАО «Нива-СВ» в адрес ОАО «СЗ «Северная верфь» направило письма № 554/160 от 10.06.2013 и № 554/162 от 13.06.2013 о том, что работа Кафе установлена правилами внутреннего трудового распорядка ОАО «Нива-СВ» и нормами трудового законодательства. Также в письмах указывается, что все объекты недвижимости ОАО «Нива-СВ», расположенные на площадке ОАО «СЗ «Северная верфь» обеспечиваются энергоресурсами через присоединенные сети ОАО «СЗ «Северная верфь» по договору № 411-560/554/117 от 01.03.2009 г., и согласно условиям которого, только при наличии оснований указанных в п. 3.2.1, ОАО «СЗ «Северная верфь», при надлежащем уведомлении, может ограничивать подачу энергии. Действия ОАО «Нива-СВ» не содержит признаков, согласно п. 3.2.1 договор № 411-560/554/117 от 01.03.2009 г.  

Отсутствие задолженности по оплате электрической энергии подтверждается справками о взаимных расчетах ОАО «Нива-СВ» и ОАО «СЗ «Северная верфь».

Представители ОАО «СЗ Северная верфь» на заседании Комиссии пояснили, что отключение электроснабжения произошло по причине несоответствия рабочего времени кафе на Северной набережной с рабочим графиком сотрудников ОАО «СЗ «Северная верфь», что, по мнению представителей ОАО «СЗ «Северная верфь», приводит к нарушению рабочего режима.

В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязан предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.

Согласно пункту 6 Правил № 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения Правил № 861, предусмотренные для сетевых организаций.

Отношения по передаче электрической энергии регулируются договором на оказание услуг по передаче электрической энергии. Согласно пункту 9 Правил № 861 договор является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации.

Таким образом, действующее законодательство, регулирующее отношения между владельцами сетевого оборудования и потребителями, чье энергопринимающее устройство присоединено к сетям владельцев сетевого оборудования, в части передачи электроэнергии, предусматривает 2 варианта отношений:

1) не препятствование владельцами сетевого оборудования безвозмездному перетоку электроэнергии для потребителей, чье энергопринимающее устройство присоединено к сетям владельцев сетевого оборудования;

2) оказание услуг по передаче электроэнергии по установленным тарифам в соответствии с условиями договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии, заключенного между владельцами сетевого оборудования и потребителями, чье энергопринимающее устройство присоединено к сетям владельцев сетевого оборудования.

Непрерывность отношений в сфере энергоснабжения предусмотрена особыми нормами ГК РФ (параграф 6 – Энергоснабжение).

Согласно пункту 2 статьи 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

В соответствии с частью 2 статьи 546 ГК РФ, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан.

Иные основания по прекращению энергоснабжения нормами ГК РФ не предусмотрены.

Согласно основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442, не предусмотрено производить полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии, в случае отсутствия заключенного между владельцем электросетевого хозяйства и потребителями, чьи энергопринимающие устройства опосредованно присоединены к сетям сетевой организации через сети владельцев электросетевого хозяйства.

Таким образом, ОАО «Нива-СВ» в соответствии с договором энергоснабжения имеет законное основание для получения электрической энергии, а ОАО «СЗ «Северная верфь», являясь владельцем электросетевого оборудования, через которое ОАО «Нива-СВ» получает электрическую энергию, обязано обеспечить переток электрической энергии.

 

Рассматриваемые действия ОАО «СЗ «Северная верфь» по прекращению электроснабжения объектов недвижимости ОАО «Нива-СВ» не соответствуют нормам законодательства, ущемляют интересы ОАО «Нива-СВ», что запрещено нормами части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», частью 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», а также пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861. 

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать наличие нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ОАО «СЗ «Северная верфь», выразившихся в прекращении электроснабжения объектов недвижимости ОАО «Нива-СВ»;

2. Признать наличие нарушения части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» в действиях ОАО «СЗ «Северная верфь».

3. Признать наличие нарушения пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 в действиях ОАО «СЗ «Северная верфь».

2. Выдать ОАО «СЗ «Северная верфь» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии                                                                          П.В. Яковлев

 

 

Члены Комиссии                                                                               В.В. Мультановская

 

                                                                                                                    Е.В. Ивашова

 

 

Решение может быть обжаловано  в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Файлы для скачивания

predpisanie_k12-112-13.doc
Тип файла: doc
Размер файла: 0.05 МБ
stdClass Object ( [vid] => 7501 [uid] => 5 [title] => Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «СЗ «Северная верфь»» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7501 [type] => solution [language] => ru [created] => 1392358619 [changed] => 1392358619 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1392358619 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № К12-112/13

 

 

«22» января 2014 г.                                                                       Санкт-Петербург

 

Резолютивная часть решения оглашена 22 января 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 05 февраля 2014 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Яковлев П.В.

-

 

заместитель руководителя управления, Председатель Комиссии;

Мультановская В.В.

-

начальник отдела контроля энергетики, член Комиссии;

Ивашова Е.В.

-

заместитель начальника отдела контроля энергетики, член Комиссии;

рассмотрев дело № К12-112/13 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Судостроительный завод «Северная верфь» (далее – ОАО «СЗ «Северная верфь»») (местонахождение: 198096, Санкт-Петербург, ул. Корабельная, д.6; ИНН 7805034277) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при обеспечении энергоснабжением объектов недвижимости ОАО «Нива-СВ», расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Корабельная, д.6 (далее – Объекты), в присутствии представителей

 

от ОАО «Нива-СВ» (заявитель):

Кузнецова Е.В. – представитель (доверенность № Д-390 от 21.10.2013);

от ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (ответчик):

Климко А.А. – представитель (доверенность № Д-240 от 25.12.2013);

от ЗАО «Энергосбытовая компания Кировского завода» (привлеченное лицо):

Андреев А.С. – представитель (доверенность б/н от 09.01.2014),

Петров А.В. – представитель (доверенность № 57 от 22.01.2014),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В отдел контроля энергетики поступило заявление ОАО «Нива-СВ» (далее – Общество) от 26.06.2013 №554/190 (вх. № 12539 от 02.07.2013) в связи с действиями ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (далее - ОАО «СЗ «Северная верфь») при обеспечении энергоснабжением объектов недвижимости ОАО «Нива-СВ», расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Корабельная, д.6.

В заявлении ОАО «Нива-СВ» указывается следующее.

ОАО «Нива-СВ» является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Корабельная ул., д. 6 (далее – Объекты).

Энергоснабжение Объектов ОАО «Нива-СВ» осуществляется на основании договоров, заключенных между ОАО «Нива-СВ» и ОАО «СЗ «Северная верфь», а именно:

- договор на электроснабжение №411-560/554/117 от 01.03.2009 между ОАО «СЗ «Северная верфь» и ОАО «Нива-СВ»;

- договор на энергоснабжение №411-681/554/64 от 01.03.2012 между ОАО «СЗ «Северная верфь» и ОАО «Нива-СВ».

ОАО «Нива-СВ» утверждает, что у Общества отсутствует задолженность перед ОАО СЗ «Северная верфь» по указанным договорам.

ОАО «Нива-СВ» отмечает, что в силу технологических особенностей инженерных сетей и коммуникаций ОАО «Нива-СВ» не имеет иной технической возможности обеспечить энергоснабжением, принадлежащие Обществу Объекты, минуя инженерные сети ОАО «СЗ «Северная верфь».

По информации ОАО «Нива-СВ», ОАО «СЗ «Северная верфь» прекратило подачу электрической энергии на Объекты ОАО «Нива-СВ», что, по мнению Общества, является необоснованным и незаконным.

Также ОАО «Нива-СВ» считает незаконными действиями ОАО СЗ «Северная верфь» при установлении платы по передаче энергоресурсов (электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения/водоотведения).

 

2. ОАО «СЗ «Северная верфь» представило следующие обоснования своих действий (письма исх. № 513/95 от 05.09.2013, № 513/13 от 16.01.2014).

Энергоснабжение объектов недвижимости, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Корабельная, д. 6 и принадлежащих ОАО «СЗ «Северная верфь» осуществляется на основании Договора энергоснабжения № 92100-207ЭС/411-674 от 01.08.2011 (далее – Договор). Энергоснабжение объектов недвижимости, принадлежащих иным юридическим лицам осуществляется на основании заключенных с ними договоров.

Договор заключен на основании п. 6 гл. 30 Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетики». Дополнительные соглашения к договору оформлялись в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

Электроснабжение объектов ОАО «Нива-СВ», расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Корабельная, д. 6, осуществляется по договору № 411-560/554/117 от 01.03.2009. Схема существующего электроснабжения отражена в приложениях к договору: акте о техническом присоединении, акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, плановых объемах потребления электроэнергии и мощности, порядке расчета фактического потребления.

3. Рассмотрев информацию по делу № К12-112/13, Комиссия отмечает следующее.

Обеспечение объектов недвижимости ОАО «Нива-СВ» энергоресурсами производится через присоединенные сети и опосредством сетевого оборудования ОАО «СЗ «Северная верфь» согласно условиям договоров на электроснабжение № 411-560/554/117 от 01.03.2009 г. (далее – Договор электроснабжения).

Надлежащее технологическое присоединение энергопринимающих устройств
объектов ОАО «Нива-СВ» подтверждается актами технологического присоединения и разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, определением установленной и разрешенной мощностей подключения по каждому объекту, составленными и подписанными сторонами (приложение № 1 и приложение № 2 к договору № 411-560/554/117 от 01.03.2009 г.).

Между ОАО «СЗ «Северная верфь» и ЗАО «Энергосбытовая компания Кировского завода» заключен договор энергоснабжения № 92100-207ЭС/411-674 от 01.08.2011. Согласно Приложению № 6 к договору энергоснабжения № 92100-207ЭС/411-674 от 01.08.2011 (далее – Приложение № 6) ОАО «Нива-СВ» является субабонентом, присоединенных к сети ОАО «СЗ «Северная верфь». Согласно Приложению № 6 субабонентами, присоединенных к мети ОАО «СЗ «Северная верфь», являются также 34 юридических лица, находящихся на одной производственной площадке ОАО «СЗ «Северная верфь», энергоснабжение объектов недвижимости  которых осуществляется на основании заключенных договоров с ОАО «СЗ «Северная верфь». 

При установлении доминирующего положения ОАО «СЗ «Северная верфь», Санкт-Петербургское УФАС России исходило из следующего.

В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) электроэнергетика это отрасль экономики РФ, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам

Таким образом, процесс электроснабжения включает следующие стадии: производство, передача и распределение электроэнергии.

   Согласно определениям, содержащимся в Законе об электроэнергетике:

Потребители электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд (ст. 3 Закона об электроэнергетике).

Оптовый рынок электрической энергии и мощности (далее - оптовый рынок) - сфера обращения особых товаров - электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии и мощности, а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом Правительством Российской Федерации. Критерии отнесения производителей и покупателей электрической энергии к категории крупных производителей и крупных покупателей устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Розничные рынки электрической энергии (далее - розничные рынки) - сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии (ст. 3 Закона об электроэнергетике).

Объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (ст. 3 Закона об электроэнергетике).

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции, товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; взаимозаменяемые товары – товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).

По своему функциональному назначению электроэнергия не имеет заменителей.

Альтернативным вариантом электроэнергии (электроснабжения) для потребителей может быть установка дизельных генераторов и др.

Однако переход на альтернативные  электроснабжение требует значительных первоначальных вложений, имеет ограничения технического и технологического характера и потому в большинстве случаев невозможен или нецелесообразен. Кроме того, альтернативные способы получения электрической энергии  в большинстве случаев не соответствует обязательным требованиям, количества и  качества электрической энергии.

Организация альтернативного источника электроснабжения потребует значительных временных  и финансовых затрат, также существуют объективные (организационные и пр.) барьеры, препятствующие свободному переходу к альтернативному источнику электроснабжения.

Альтернативные варианты  электроснабжения могут быть выбраны в случае принятия потребителем решения о переходе на более качественный способ получения электроэнергии, который в любом случае потребует значительных финансовых и временных затрат, в том числе и за счет привлеченных средств.

В данном случае альтернативные варианты электроснабжения не могут быть рассмотрены как взаимозаменяемые, так как согласно пункту 3.7. Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утв. Приказом ФАС России 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок №220) товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены товара другим товаром в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой приобретатель товара несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10 процентов от цены товара), и если при этом антимонопольный орган не располагает информацией о том, что такая замена имела или имеет место.

Электрическая энергия поставляется по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии - соглашение, в соответствии с которым поставщик обязуется поставить покупателю электрическую энергию, соответствующую обязательным требованиям, в определенном количестве и определенного качества, а покупатель обязуется принять и оплатить электрическую энергию на условиях заключенного в соответствии с правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков договора (ст. 3 Закона об электроэнергетике).

Необходимым условием заключения договора электроснабжения является осуществление надлежащего технологического присоединения.

Процесс передачи электрической энергии неразрывно связан и обусловлен технологическим присоединением к электрическим сетям.

Переток (передача) электрической энергии (мощности) - транспорт электроэнергии (мощности) по одной или нескольким линиям электропередачи в контролируемом сечении через таможенные границы сторон.

Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ "Об электроэнергетике", технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии носит однократный характер.

Технологически  передачу электроэнергии конкретному потребителю можно оказать только через присоединенные электрические сети.

По этим причинам ни один  хозяйствующий субъект не может конкурировать с другими организациями по передаче (перетоку)  электроэнергии потребителям  в границах присоединенных сетей.

Таким образом, географические границы рынка по передаче электрической энергии определяются фактической и потенциальной возможностью покупателя получать электрическую энергию в границах присоединенных электрических сетей.

Согласно п. 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" условия признания лица занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара (ограниченного в силу пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, в том числе территориальными пределами) определяются статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, каждый хозяйствующий субъект, осуществляющий  передачу (переток) электрической энергии, занимает абсолютное доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии  в границах присоединенных сетей по отношению к конкретному технологически присоединенному потребителю с долей 100%.

 

Также, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях):

- естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;

- субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии со статьей 4 Закона о естественных монополиях, услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии. Услуга по перетоку электроэнергии носит естественно-монопольный характер.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

 

На основании вышеизложенного ОАО «СЗ «Северная верфь» является доминирующим хозяйствующим субъектом на рынке услуг по передаче (перетоку) электроэнергии на объекты ОАО «Нива-СВ», что требует соблюдения ограничений, установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции - запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

07.06.2013 г. ОАО «СЗ «Северная верфь» письмом № 411/379 уведомило ОАО «Нива-СВ» о том, что в связи с нарушением договоренности о режиме работы «Кафе на Северной набережной» (далее – Кафе) с 07.06.2013 г. электроснабжение Кафе будет временно ограничено.

10.06.2013 г. ОАО «Нива-СВ» был составлен Акт на освидетельствования фактического отключения электроэнергии в кафе на набережной (далее – Акт). В Акте указывается, что на дату 10.06.2013 г. в помещениях Кафе электрооборудование установок в удовлетворительном состоянии, обслуживающий персонал в наличии, помещение Кафе закрыты, электроснабжение в Кафе отсутствует.

ОАО «Нива-СВ» в адрес ОАО «СЗ «Северная верфь» направило письма № 554/160 от 10.06.2013 и № 554/162 от 13.06.2013 о том, что работа Кафе установлена правилами внутреннего трудового распорядка ОАО «Нива-СВ» и нормами трудового законодательства. Также в письмах указывается, что все объекты недвижимости ОАО «Нива-СВ», расположенные на площадке ОАО «СЗ «Северная верфь» обеспечиваются энергоресурсами через присоединенные сети ОАО «СЗ «Северная верфь» по договору № 411-560/554/117 от 01.03.2009 г., и согласно условиям которого, только при наличии оснований указанных в п. 3.2.1, ОАО «СЗ «Северная верфь», при надлежащем уведомлении, может ограничивать подачу энергии. Действия ОАО «Нива-СВ» не содержит признаков, согласно п. 3.2.1 договор № 411-560/554/117 от 01.03.2009 г.  

Отсутствие задолженности по оплате электрической энергии подтверждается справками о взаимных расчетах ОАО «Нива-СВ» и ОАО «СЗ «Северная верфь».

Представители ОАО «СЗ Северная верфь» на заседании Комиссии пояснили, что отключение электроснабжения произошло по причине несоответствия рабочего времени кафе на Северной набережной с рабочим графиком сотрудников ОАО «СЗ «Северная верфь», что, по мнению представителей ОАО «СЗ «Северная верфь», приводит к нарушению рабочего режима.

В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязан предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.

Согласно пункту 6 Правил № 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения Правил № 861, предусмотренные для сетевых организаций.

Отношения по передаче электрической энергии регулируются договором на оказание услуг по передаче электрической энергии. Согласно пункту 9 Правил № 861 договор является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации.

Таким образом, действующее законодательство, регулирующее отношения между владельцами сетевого оборудования и потребителями, чье энергопринимающее устройство присоединено к сетям владельцев сетевого оборудования, в части передачи электроэнергии, предусматривает 2 варианта отношений:

1) не препятствование владельцами сетевого оборудования безвозмездному перетоку электроэнергии для потребителей, чье энергопринимающее устройство присоединено к сетям владельцев сетевого оборудования;

2) оказание услуг по передаче электроэнергии по установленным тарифам в соответствии с условиями договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии, заключенного между владельцами сетевого оборудования и потребителями, чье энергопринимающее устройство присоединено к сетям владельцев сетевого оборудования.

Непрерывность отношений в сфере энергоснабжения предусмотрена особыми нормами ГК РФ (параграф 6 – Энергоснабжение).

Согласно пункту 2 статьи 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

В соответствии с частью 2 статьи 546 ГК РФ, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан.

Иные основания по прекращению энергоснабжения нормами ГК РФ не предусмотрены.

Согласно основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442, не предусмотрено производить полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии, в случае отсутствия заключенного между владельцем электросетевого хозяйства и потребителями, чьи энергопринимающие устройства опосредованно присоединены к сетям сетевой организации через сети владельцев электросетевого хозяйства.

Таким образом, ОАО «Нива-СВ» в соответствии с договором энергоснабжения имеет законное основание для получения электрической энергии, а ОАО «СЗ «Северная верфь», являясь владельцем электросетевого оборудования, через которое ОАО «Нива-СВ» получает электрическую энергию, обязано обеспечить переток электрической энергии.

 

Рассматриваемые действия ОАО «СЗ «Северная верфь» по прекращению электроснабжения объектов недвижимости ОАО «Нива-СВ» не соответствуют нормам законодательства, ущемляют интересы ОАО «Нива-СВ», что запрещено нормами части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», частью 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», а также пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861. 

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать наличие нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ОАО «СЗ «Северная верфь», выразившихся в прекращении электроснабжения объектов недвижимости ОАО «Нива-СВ»;

2. Признать наличие нарушения части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» в действиях ОАО «СЗ «Северная верфь».

3. Признать наличие нарушения пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 в действиях ОАО «СЗ «Северная верфь».

2. Выдать ОАО «СЗ «Северная верфь» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии                                                                          П.В. Яковлев

 

 

Члены Комиссии                                                                               В.В. Мультановская

 

                                                                                                                    Е.В. Ивашова

 

 

Решение может быть обжаловано  в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № К12-112/13

 

 

«22» января 2014 г.                                                                       Санкт-Петербург

 

Резолютивная часть решения оглашена 22 января 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 05 февраля 2014 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Яковлев П.В.

-

 

заместитель руководителя управления, Председатель Комиссии;

Мультановская В.В.

-

начальник отдела контроля энергетики, член Комиссии;

Ивашова Е.В.

-

заместитель начальника отдела контроля энергетики, член Комиссии;

рассмотрев дело № К12-112/13 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Судостроительный завод «Северная верфь» (далее – ОАО «СЗ «Северная верфь»») (местонахождение: 198096, Санкт-Петербург, ул. Корабельная, д.6; ИНН 7805034277) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при обеспечении энергоснабжением объектов недвижимости ОАО «Нива-СВ», расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Корабельная, д.6 (далее – Объекты), в присутствии представителей

 

от ОАО «Нива-СВ» (заявитель):

Кузнецова Е.В. – представитель (доверенность № Д-390 от 21.10.2013);

от ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (ответчик):

Климко А.А. – представитель (доверенность № Д-240 от 25.12.2013);

от ЗАО «Энергосбытовая компания Кировского завода» (привлеченное лицо):

Андреев А.С. – представитель (доверенность б/н от 09.01.2014),

Петров А.В. – представитель (доверенность № 57 от 22.01.2014),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В отдел контроля энергетики поступило заявление ОАО «Нива-СВ» (далее – Общество) от 26.06.2013 №554/190 (вх. № 12539 от 02.07.2013) в связи с действиями ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (далее - ОАО «СЗ «Северная верфь») при обеспечении энергоснабжением объектов недвижимости ОАО «Нива-СВ», расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Корабельная, д.6.

В заявлении ОАО «Нива-СВ» указывается следующее.

ОАО «Нива-СВ» является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Корабельная ул., д. 6 (далее – Объекты).

Энергоснабжение Объектов ОАО «Нива-СВ» осуществляется на основании договоров, заключенных между ОАО «Нива-СВ» и ОАО «СЗ «Северная верфь», а именно:

- договор на электроснабжение №411-560/554/117 от 01.03.2009 между ОАО «СЗ «Северная верфь» и ОАО «Нива-СВ»;

- договор на энергоснабжение №411-681/554/64 от 01.03.2012 между ОАО «СЗ «Северная верфь» и ОАО «Нива-СВ».

ОАО «Нива-СВ» утверждает, что у Общества отсутствует задолженность перед ОАО СЗ «Северная верфь» по указанным договорам.

ОАО «Нива-СВ» отмечает, что в силу технологических особенностей инженерных сетей и коммуникаций ОАО «Нива-СВ» не имеет иной технической возможности обеспечить энергоснабжением, принадлежащие Обществу Объекты, минуя инженерные сети ОАО «СЗ «Северная верфь».

По информации ОАО «Нива-СВ», ОАО «СЗ «Северная верфь» прекратило подачу электрической энергии на Объекты ОАО «Нива-СВ», что, по мнению Общества, является необоснованным и незаконным.

Также ОАО «Нива-СВ» считает незаконными действиями ОАО СЗ «Северная верфь» при установлении платы по передаче энергоресурсов (электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения/водоотведения).

 

2. ОАО «СЗ «Северная верфь» представило следующие обоснования своих действий (письма исх. № 513/95 от 05.09.2013, № 513/13 от 16.01.2014).

Энергоснабжение объектов недвижимости, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Корабельная, д. 6 и принадлежащих ОАО «СЗ «Северная верфь» осуществляется на основании Договора энергоснабжения № 92100-207ЭС/411-674 от 01.08.2011 (далее – Договор). Энергоснабжение объектов недвижимости, принадлежащих иным юридическим лицам осуществляется на основании заключенных с ними договоров.

Договор заключен на основании п. 6 гл. 30 Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетики». Дополнительные соглашения к договору оформлялись в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

Электроснабжение объектов ОАО «Нива-СВ», расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Корабельная, д. 6, осуществляется по договору № 411-560/554/117 от 01.03.2009. Схема существующего электроснабжения отражена в приложениях к договору: акте о техническом присоединении, акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, плановых объемах потребления электроэнергии и мощности, порядке расчета фактического потребления.

3. Рассмотрев информацию по делу № К12-112/13, Комиссия отмечает следующее.

Обеспечение объектов недвижимости ОАО «Нива-СВ» энергоресурсами производится через присоединенные сети и опосредством сетевого оборудования ОАО «СЗ «Северная верфь» согласно условиям договоров на электроснабжение № 411-560/554/117 от 01.03.2009 г. (далее – Договор электроснабжения).

Надлежащее технологическое присоединение энергопринимающих устройств
объектов ОАО «Нива-СВ» подтверждается актами технологического присоединения и разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, определением установленной и разрешенной мощностей подключения по каждому объекту, составленными и подписанными сторонами (приложение № 1 и приложение № 2 к договору № 411-560/554/117 от 01.03.2009 г.).

Между ОАО «СЗ «Северная верфь» и ЗАО «Энергосбытовая компания Кировского завода» заключен договор энергоснабжения № 92100-207ЭС/411-674 от 01.08.2011. Согласно Приложению № 6 к договору энергоснабжения № 92100-207ЭС/411-674 от 01.08.2011 (далее – Приложение № 6) ОАО «Нива-СВ» является субабонентом, присоединенных к сети ОАО «СЗ «Северная верфь». Согласно Приложению № 6 субабонентами, присоединенных к мети ОАО «СЗ «Северная верфь», являются также 34 юридических лица, находящихся на одной производственной площадке ОАО «СЗ «Северная верфь», энергоснабжение объектов недвижимости  которых осуществляется на основании заключенных договоров с ОАО «СЗ «Северная верфь». 

При установлении доминирующего положения ОАО «СЗ «Северная верфь», Санкт-Петербургское УФАС России исходило из следующего.

В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) электроэнергетика это отрасль экономики РФ, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам

Таким образом, процесс электроснабжения включает следующие стадии: производство, передача и распределение электроэнергии.

   Согласно определениям, содержащимся в Законе об электроэнергетике:

Потребители электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд (ст. 3 Закона об электроэнергетике).

Оптовый рынок электрической энергии и мощности (далее - оптовый рынок) - сфера обращения особых товаров - электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии и мощности, а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом Правительством Российской Федерации. Критерии отнесения производителей и покупателей электрической энергии к категории крупных производителей и крупных покупателей устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Розничные рынки электрической энергии (далее - розничные рынки) - сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии (ст. 3 Закона об электроэнергетике).

Объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (ст. 3 Закона об электроэнергетике).

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции, товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; взаимозаменяемые товары – товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).

По своему функциональному назначению электроэнергия не имеет заменителей.

Альтернативным вариантом электроэнергии (электроснабжения) для потребителей может быть установка дизельных генераторов и др.

Однако переход на альтернативные  электроснабжение требует значительных первоначальных вложений, имеет ограничения технического и технологического характера и потому в большинстве случаев невозможен или нецелесообразен. Кроме того, альтернативные способы получения электрической энергии  в большинстве случаев не соответствует обязательным требованиям, количества и  качества электрической энергии.

Организация альтернативного источника электроснабжения потребует значительных временных  и финансовых затрат, также существуют объективные (организационные и пр.) барьеры, препятствующие свободному переходу к альтернативному источнику электроснабжения.

Альтернативные варианты  электроснабжения могут быть выбраны в случае принятия потребителем решения о переходе на более качественный способ получения электроэнергии, который в любом случае потребует значительных финансовых и временных затрат, в том числе и за счет привлеченных средств.

В данном случае альтернативные варианты электроснабжения не могут быть рассмотрены как взаимозаменяемые, так как согласно пункту 3.7. Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утв. Приказом ФАС России 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок №220) товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены товара другим товаром в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой приобретатель товара несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10 процентов от цены товара), и если при этом антимонопольный орган не располагает информацией о том, что такая замена имела или имеет место.

Электрическая энергия поставляется по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии - соглашение, в соответствии с которым поставщик обязуется поставить покупателю электрическую энергию, соответствующую обязательным требованиям, в определенном количестве и определенного качества, а покупатель обязуется принять и оплатить электрическую энергию на условиях заключенного в соответствии с правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков договора (ст. 3 Закона об электроэнергетике).

Необходимым условием заключения договора электроснабжения является осуществление надлежащего технологического присоединения.

Процесс передачи электрической энергии неразрывно связан и обусловлен технологическим присоединением к электрическим сетям.

Переток (передача) электрической энергии (мощности) - транспорт электроэнергии (мощности) по одной или нескольким линиям электропередачи в контролируемом сечении через таможенные границы сторон.

Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ "Об электроэнергетике", технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии носит однократный характер.

Технологически  передачу электроэнергии конкретному потребителю можно оказать только через присоединенные электрические сети.

По этим причинам ни один  хозяйствующий субъект не может конкурировать с другими организациями по передаче (перетоку)  электроэнергии потребителям  в границах присоединенных сетей.

Таким образом, географические границы рынка по передаче электрической энергии определяются фактической и потенциальной возможностью покупателя получать электрическую энергию в границах присоединенных электрических сетей.

Согласно п. 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" условия признания лица занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара (ограниченного в силу пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, в том числе территориальными пределами) определяются статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, каждый хозяйствующий субъект, осуществляющий  передачу (переток) электрической энергии, занимает абсолютное доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии  в границах присоединенных сетей по отношению к конкретному технологически присоединенному потребителю с долей 100%.

 

Также, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях):

- естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;

- субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии со статьей 4 Закона о естественных монополиях, услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии. Услуга по перетоку электроэнергии носит естественно-монопольный характер.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

 

На основании вышеизложенного ОАО «СЗ «Северная верфь» является доминирующим хозяйствующим субъектом на рынке услуг по передаче (перетоку) электроэнергии на объекты ОАО «Нива-СВ», что требует соблюдения ограничений, установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции - запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

07.06.2013 г. ОАО «СЗ «Северная верфь» письмом № 411/379 уведомило ОАО «Нива-СВ» о том, что в связи с нарушением договоренности о режиме работы «Кафе на Северной набережной» (далее – Кафе) с 07.06.2013 г. электроснабжение Кафе будет временно ограничено.

10.06.2013 г. ОАО «Нива-СВ» был составлен Акт на освидетельствования фактического отключения электроэнергии в кафе на набережной (далее – Акт). В Акте указывается, что на дату 10.06.2013 г. в помещениях Кафе электрооборудование установок в удовлетворительном состоянии, обслуживающий персонал в наличии, помещение Кафе закрыты, электроснабжение в Кафе отсутствует.

ОАО «Нива-СВ» в адрес ОАО «СЗ «Северная верфь» направило письма № 554/160 от 10.06.2013 и № 554/162 от 13.06.2013 о том, что работа Кафе установлена правилами внутреннего трудового распорядка ОАО «Нива-СВ» и нормами трудового законодательства. Также в письмах указывается, что все объекты недвижимости ОАО «Нива-СВ», расположенные на площадке ОАО «СЗ «Северная верфь» обеспечиваются энергоресурсами через присоединенные сети ОАО «СЗ «Северная верфь» по договору № 411-560/554/117 от 01.03.2009 г., и согласно условиям которого, только при наличии оснований указанных в п. 3.2.1, ОАО «СЗ «Северная верфь», при надлежащем уведомлении, может ограничивать подачу энергии. Действия ОАО «Нива-СВ» не содержит признаков, согласно п. 3.2.1 договор № 411-560/554/117 от 01.03.2009 г.  

Отсутствие задолженности по оплате электрической энергии подтверждается справками о взаимных расчетах ОАО «Нива-СВ» и ОАО «СЗ «Северная верфь».

Представители ОАО «СЗ Северная верфь» на заседании Комиссии пояснили, что отключение электроснабжения произошло по причине несоответствия рабочего времени кафе на Северной набережной с рабочим графиком сотрудников ОАО «СЗ «Северная верфь», что, по мнению представителей ОАО «СЗ «Северная верфь», приводит к нарушению рабочего режима.

В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязан предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.

Согласно пункту 6 Правил № 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения Правил № 861, предусмотренные для сетевых организаций.

Отношения по передаче электрической энергии регулируются договором на оказание услуг по передаче электрической энергии. Согласно пункту 9 Правил № 861 договор является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации.

Таким образом, действующее законодательство, регулирующее отношения между владельцами сетевого оборудования и потребителями, чье энергопринимающее устройство присоединено к сетям владельцев сетевого оборудования, в части передачи электроэнергии, предусматривает 2 варианта отношений:

1) не препятствование владельцами сетевого оборудования безвозмездному перетоку электроэнергии для потребителей, чье энергопринимающее устройство присоединено к сетям владельцев сетевого оборудования;

2) оказание услуг по передаче электроэнергии по установленным тарифам в соответствии с условиями договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии, заключенного между владельцами сетевого оборудования и потребителями, чье энергопринимающее устройство присоединено к сетям владельцев сетевого оборудования.

Непрерывность отношений в сфере энергоснабжения предусмотрена особыми нормами ГК РФ (параграф 6 – Энергоснабжение).

Согласно пункту 2 статьи 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

В соответствии с частью 2 статьи 546 ГК РФ, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан.

Иные основания по прекращению энергоснабжения нормами ГК РФ не предусмотрены.

Согласно основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442, не предусмотрено производить полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии, в случае отсутствия заключенного между владельцем электросетевого хозяйства и потребителями, чьи энергопринимающие устройства опосредованно присоединены к сетям сетевой организации через сети владельцев электросетевого хозяйства.

Таким образом, ОАО «Нива-СВ» в соответствии с договором энергоснабжения имеет законное основание для получения электрической энергии, а ОАО «СЗ «Северная верфь», являясь владельцем электросетевого оборудования, через которое ОАО «Нива-СВ» получает электрическую энергию, обязано обеспечить переток электрической энергии.

 

Рассматриваемые действия ОАО «СЗ «Северная верфь» по прекращению электроснабжения объектов недвижимости ОАО «Нива-СВ» не соответствуют нормам законодательства, ущемляют интересы ОАО «Нива-СВ», что запрещено нормами части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», частью 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», а также пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861. 

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать наличие нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ОАО «СЗ «Северная верфь», выразившихся в прекращении электроснабжения объектов недвижимости ОАО «Нива-СВ»;

2. Признать наличие нарушения части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» в действиях ОАО «СЗ «Северная верфь».

3. Признать наличие нарушения пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 в действиях ОАО «СЗ «Северная верфь».

2. Выдать ОАО «СЗ «Северная верфь» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии                                                                          П.В. Яковлев

 

 

Члены Комиссии                                                                               В.В. Мультановская

 

                                                                                                                    Е.В. Ивашова

 

 

Решение может быть обжаловано  в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => К12-112/13 [format] => [safe_value] => К12-112/13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [fid] => 772 [uid] => 5 [filename] => predpisanie_k12-112-13.doc [uri] => public://solution/2014/02/14/predpisanie_k12-112-13.doc [filemime] => application/msword [filesize] => 53760 [status] => 1 [timestamp] => 1392358619 [origname] => predpisanie_k12-112-13.doc [rdf_mapping] => Array ( ) [display] => 1 [description] => ) ) ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Электроэнергетика [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-02-05 06:15:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-02-05 06:15:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1392358619 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Санкт-Петербургское УФАС России )