Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении КУГИ

Номер дела: К03-152/13
Дата публикации: 26 марта 2014, 17:31

26.03.2014                 03/5139

 

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № К03-152/13

 

                                                                                      Санкт-Петербург

Резолютивная часть решения оглашена 13 марта 2014

В полном объеме решение изготовлено 26 марта 2014

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Комиссия УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, созданная приказом Санкт-Петербургского УФАС России от 11.12.2013 № 493-ОВ с изменениями, внесенными приказом от 12.03.2014 № 81, в составе

Председатель Комиссии:

Васильев Д.В.      – временно исполняющий обязанности руководителя управления,

Члены Комиссии:

Асташенкова Е.И.         – начальник  отдела контроля органов власти,

Квакина Е.Ю.     - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти

рассмотрев дело № К03-152/13 по признакам нарушения Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ТСЖ «Дружба» путем отказа в предоставлении ТСЖ «Дружба» нежилого помещения 4-Н, расположенного по адрес: Санкт-Петербург, пр. Художников, д.15, кор.1 для осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Санкт-Петербургское УФАС России поступило заявление  товарищества собственников жилья «Дружба» (далее – ТСЖ «Дружба», заявитель) (вх №18136 от 17.09.2013) на действия Комитета по управлению городским имуществом (далее - КУГИ) по отказу от предоставления на условиях договора безвозмездного пользования нежилых помещений по адресу: Санкт-Петербург, пр. Художников, д.15, кор.1, помещение 4Н, общей площадью 298,4 кв.м (далее – нежилое помещение).

В заявлении указано, что ТСЖ «Дружба» образовано 31.01.2006 Решением общего собрания собственников помещений жилых домов по адресу: Санкт-Петербург, пр. Художников, д.15, корпуса 1, 2, 3 (далее – МКД). Согласно Устава (новая редакция от 25.03.2013), ТСЖ «Дружба» является некоммерческой организацией, созданной и действующей в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ, других законодательных и иных нормативных актов (п.3.2. Устава). ТСЖ «Дружба» вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, предусмотренную законодательством, лишь для достижения уставных целей, ради которых оно создано. Целями и предметом деятельности ТСЖ «Дружба» являются в т.ч. управление общим имуществом в МКД, обеспечение технического и санитарного содержания МКД, предоставление коммунальных услуг (раздел 2 Устава).

Таким образом, ТСЖ «Дружба» считает, что нежилое помещение необходимо ему для осуществления уставной деятельности по управлению МКД. Отказ в представлении помещения, по мнению заявителя, нарушает права и законные интересы ТСЖ «Дружба». К заявлению приложена переписка ТСЖ «Дружба» с КУГИ по вопросу предоставления нежилого помещения, согласно которой КУГИ рассматривается вопрос о передаче указанного помещения иной организации – ООО «Коммунальные сети», что, по мнению заявителя, создает этой организации преимущественные условия деятельности на рынке услуг по управлению МКД.

Кроме того в Санкт-Петербургское УФАС России поступило заявление ИП Леонова А.А., который 12.09.2013 года обратился в КУГИ Выборгского района с просьбой о предоставлении в аренду этих же нежилых помещений и письмом от 07.10.2013 № 6539 получил ответ о том, что КУГИ Выборгского района в настоящее время ведется работа по предоставлению данного помещения в рамках государственной помощи (преференции) ООО «Коммунальные сети» в связи с чем предоставить помещение иному лицу невозможно. Данные сведения Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России учитывает при рассмотрении дела №К03-152/13.

 

КУГИ с доводами заявления не согласился, представил письменный отзыв на заявление и документы, подтверждающие изложенную КУГИ позицию, согласно которой нежилое помещение по адресу: Санкт-Петербург, пр. Художников, д. 15, к. 1, литера А является собственностью казны и включено в реестр собственности Санкт-Петербурга. На сновании ст.209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

 

Рассмотрев материалы дела №К03-152/13, представленные документы и сведения, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России установила.

Согласно Положению о Комитете по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, утвержденному постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004 № 1589 КУГИ является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга (п.1.1.), проводит государственную политику в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Санкт-Петербурга (п.1.2).

Управлением недвижимого имущества Выборгского района (далее – КУГИ Выборгского района) был заключен договор безвозмездного пользования от 10.11.2005 № 02-Б004621 частью нежилого помещения 4-Н (к.3-11,25, 27-29) МОП 4-Н (к.1,2,12,16,18,19) площадью 298,4 кв.м с Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением «Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга». Указанный договор расторгнут 08.04.2013 на основании соглашения о прекращении действия договора безвозмездного пользования.

ТСЖ «Дружба» письмом от 09.06.2012 № 26 обратилось в КУГИ Выборгского района с заявлением о передаче в соответствии с п.4 ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции в безвозмездное пользование для нужд ТСЖ нежилого помещения, ранее находящегося в безвозмездном пользовании ГУ «ЖА Выборгского района».

В ответ, письмом от 06.12.2012 № 5151 КУГИ Выборгского района сообщило, что для рассмотрения на заседании комиссии по распоряжению объектами недвижимости вопроса предоставления в безвозмездное пользование нежилого помещения, изготовлен кадастровый паспорт на указанный объект, а также направлен запрос в Комитет финансов о согласовании вышеуказанной передачи.

ТСЖ «Дружба» письмом от 20.06.2013 № 24 обратилось в адрес губернатора Санкт-Петербурга с просьбой о принятии решения о предоставлении ТСЖ «Дружба» нежилого помещения в безвозмездное пользование. В ответ, КУГИ Выборгского района письмом от 26.07.2013 № 4497 предложило ТСЖ «Дружба» заключить в соответствии с п.4 ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции договор аренды на испрашиваемые нежилые помещения с коэффициентом арендной платы равным 1, без применения льгот по арендной плате, поскольку п.4 ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции не установлена обязанность заключать с товариществами собственников жилья исключительно договоры безвозмездного пользования.

В этой связи, ТСЖ «Дружба» письмом от 25.10.2013 № 47 обратилось в КУГИ Выборгского района с просьбой представить расчет арендной платы за нежилые помещения и условия заключения договора аренды.

В ответе КУГИ Выборгского района от 05.12.2013 № 7894 на данное обращение ТСЖ «Дружба» указано, что рассмотреть обращение ТСЖ о предоставлении помещения в аренду не представляется возможным, в связи с рассмотрением обращения ООО «Коммунальные сети» (от 26.09.2013 № 8176 ) об оказании государственной помощи (преференции) в форме предоставления в аренду части нежилого помещения 4Н (ч.п.3-11, 25, 27-29) и МОП, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Художников, д.15, корпус 1, литера А, площадью 277,9 кв.м в целях поддержки малого и среднего предпринимательства в соответствии с п.13 статьи 19 Закона о защите конкуренции для оказания услуг по управлению МКД.

Такими образом, на момент поступления в КУГИ обращения ООО «Коммунальные сети» о предоставлении нежилого помещения в аренду в форме государственной преференции, в КУГИ имелись заявления  ТСЖ «Дружба» и ИП Леонова А.А. о предоставлении права пользования/владения на это же помещение.

По пояснениям, данным в ходе рассмотрения дела, спорное нежилое помещение 4Н, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, пр. Художников, д.15, корпус 1, литера А,  включает в себя несколько помещений, изолированных друг от друга, которые могли бы использоваться разными организациями по отдельным договорам. Однако регистрация указанного нежилого помещения как единого объекта недвижимости (кадастровый № 78:36:0005531:5094) препятствует распоряжению отдельными помещениями, входящими в него.

 

Оценив обстоятельства дела на соответствие требованиями антимонопольного законодательства, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам.

Статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на акты и действия (бездействие) в том числе органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Рассматриваемые нежилые помещения востребованы разными организациями для осуществления деятельности, в том числе по управлению МКД (ТСЖ «Дружба» и ООО «Коммунальные сети»). Не выявлены законодательные акты, которые разрешали бы (предписывали) органам власти действовать с нарушением принципа равенства справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления объекта

В ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции указано, что заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, кроме случаев, указанных в данной статье, в т.ч. в пунктах 4 и 9.

Так, в силу п.4 ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции без проведения торгов государственное имущество может быть предоставлено некоммерческим организациям, созданным в форме товариществ собственников жилья, к которым относится ТСЖ «Дружба», а в силу п.9 ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции -  в порядке, установленном главой 5 настоящего Федерального закона, т.е в порядке предоставления государственной преференции под цели, указанные в ст.19 названного закона, в том числе в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, к которым относятся ООО «Коммунальные сети» и ИП Леонов А.А.

Порядок предоставления муниципальной преференции закреплен в ст. 20 Закона о защите конкуренции. В силу ч. 1 ст. 20 Закона о защите конкуренции орган государственной власти субъекта РФ, имеющий намерение предоставить государственную преференцию, подаёт в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом.

Таким образом, получение согласия антимонопольного органа для предоставления государственной преференции является обязательным. Предоставление государственной преференции может быть согласовано при соответствии ее целям, указанным в ч. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции, и при условии, если ее предоставление не повлечет устранение или недопущение конкуренции.

 

На момент рассмотрения дела №К03-152/13 решение КУГИ о предоставлении нежилого помещения не принято, соответствующее распоряжение КУГИ о предоставлении в аренду (на ином праве) помещения не издавалось, договор, предусматривающий переход прав владения и (или) пользования  в отношении указанного помещения, не заключен.

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России отмечает, что 11.03.2014 в Санкт-Петербургское УФАС России поступило заявление КУГИ о даче согласия на предоставление государственной преференции ООО «Коммунальные сети». При рассмотрении указанного заявления будут учтены материалы настоящего дела.

 

На основании изложенного, из анализа имеющихся в материалах настоящего дела №К03-152/13 документов, не усматривается нарушение Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга запретов, установленных антимонопольным законодательством.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции»

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить рассмотрение дела № К03-152/14 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях Комитета по управлению городским имуществом.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                             Д.В. Васильев

 

Члены Комиссии                                                                          Е.И. Асташенкова

 

                                                                                              Е.Ю.Квакина

           

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке  в течение трех месяцев со  дня его принятия.

 

stdClass Object ( [vid] => 8275 [uid] => 5 [title] => Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении КУГИ [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8275 [type] => solution [language] => ru [created] => 1401715927 [changed] => 1401715927 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1401715927 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

26.03.2014                 03/5139

 

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № К03-152/13

 

                                                                                      Санкт-Петербург

Резолютивная часть решения оглашена 13 марта 2014

В полном объеме решение изготовлено 26 марта 2014

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Комиссия УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, созданная приказом Санкт-Петербургского УФАС России от 11.12.2013 № 493-ОВ с изменениями, внесенными приказом от 12.03.2014 № 81, в составе

Председатель Комиссии:

Васильев Д.В.      – временно исполняющий обязанности руководителя управления,

Члены Комиссии:

Асташенкова Е.И.         – начальник  отдела контроля органов власти,

Квакина Е.Ю.     - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти

рассмотрев дело № К03-152/13 по признакам нарушения Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ТСЖ «Дружба» путем отказа в предоставлении ТСЖ «Дружба» нежилого помещения 4-Н, расположенного по адрес: Санкт-Петербург, пр. Художников, д.15, кор.1 для осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Санкт-Петербургское УФАС России поступило заявление  товарищества собственников жилья «Дружба» (далее – ТСЖ «Дружба», заявитель) (вх №18136 от 17.09.2013) на действия Комитета по управлению городским имуществом (далее - КУГИ) по отказу от предоставления на условиях договора безвозмездного пользования нежилых помещений по адресу: Санкт-Петербург, пр. Художников, д.15, кор.1, помещение 4Н, общей площадью 298,4 кв.м (далее – нежилое помещение).

В заявлении указано, что ТСЖ «Дружба» образовано 31.01.2006 Решением общего собрания собственников помещений жилых домов по адресу: Санкт-Петербург, пр. Художников, д.15, корпуса 1, 2, 3 (далее – МКД). Согласно Устава (новая редакция от 25.03.2013), ТСЖ «Дружба» является некоммерческой организацией, созданной и действующей в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ, других законодательных и иных нормативных актов (п.3.2. Устава). ТСЖ «Дружба» вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, предусмотренную законодательством, лишь для достижения уставных целей, ради которых оно создано. Целями и предметом деятельности ТСЖ «Дружба» являются в т.ч. управление общим имуществом в МКД, обеспечение технического и санитарного содержания МКД, предоставление коммунальных услуг (раздел 2 Устава).

Таким образом, ТСЖ «Дружба» считает, что нежилое помещение необходимо ему для осуществления уставной деятельности по управлению МКД. Отказ в представлении помещения, по мнению заявителя, нарушает права и законные интересы ТСЖ «Дружба». К заявлению приложена переписка ТСЖ «Дружба» с КУГИ по вопросу предоставления нежилого помещения, согласно которой КУГИ рассматривается вопрос о передаче указанного помещения иной организации – ООО «Коммунальные сети», что, по мнению заявителя, создает этой организации преимущественные условия деятельности на рынке услуг по управлению МКД.

Кроме того в Санкт-Петербургское УФАС России поступило заявление ИП Леонова А.А., который 12.09.2013 года обратился в КУГИ Выборгского района с просьбой о предоставлении в аренду этих же нежилых помещений и письмом от 07.10.2013 № 6539 получил ответ о том, что КУГИ Выборгского района в настоящее время ведется работа по предоставлению данного помещения в рамках государственной помощи (преференции) ООО «Коммунальные сети» в связи с чем предоставить помещение иному лицу невозможно. Данные сведения Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России учитывает при рассмотрении дела №К03-152/13.

 

КУГИ с доводами заявления не согласился, представил письменный отзыв на заявление и документы, подтверждающие изложенную КУГИ позицию, согласно которой нежилое помещение по адресу: Санкт-Петербург, пр. Художников, д. 15, к. 1, литера А является собственностью казны и включено в реестр собственности Санкт-Петербурга. На сновании ст.209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

 

Рассмотрев материалы дела №К03-152/13, представленные документы и сведения, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России установила.

Согласно Положению о Комитете по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, утвержденному постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004 № 1589 КУГИ является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга (п.1.1.), проводит государственную политику в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Санкт-Петербурга (п.1.2).

Управлением недвижимого имущества Выборгского района (далее – КУГИ Выборгского района) был заключен договор безвозмездного пользования от 10.11.2005 № 02-Б004621 частью нежилого помещения 4-Н (к.3-11,25, 27-29) МОП 4-Н (к.1,2,12,16,18,19) площадью 298,4 кв.м с Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением «Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга». Указанный договор расторгнут 08.04.2013 на основании соглашения о прекращении действия договора безвозмездного пользования.

ТСЖ «Дружба» письмом от 09.06.2012 № 26 обратилось в КУГИ Выборгского района с заявлением о передаче в соответствии с п.4 ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции в безвозмездное пользование для нужд ТСЖ нежилого помещения, ранее находящегося в безвозмездном пользовании ГУ «ЖА Выборгского района».

В ответ, письмом от 06.12.2012 № 5151 КУГИ Выборгского района сообщило, что для рассмотрения на заседании комиссии по распоряжению объектами недвижимости вопроса предоставления в безвозмездное пользование нежилого помещения, изготовлен кадастровый паспорт на указанный объект, а также направлен запрос в Комитет финансов о согласовании вышеуказанной передачи.

ТСЖ «Дружба» письмом от 20.06.2013 № 24 обратилось в адрес губернатора Санкт-Петербурга с просьбой о принятии решения о предоставлении ТСЖ «Дружба» нежилого помещения в безвозмездное пользование. В ответ, КУГИ Выборгского района письмом от 26.07.2013 № 4497 предложило ТСЖ «Дружба» заключить в соответствии с п.4 ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции договор аренды на испрашиваемые нежилые помещения с коэффициентом арендной платы равным 1, без применения льгот по арендной плате, поскольку п.4 ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции не установлена обязанность заключать с товариществами собственников жилья исключительно договоры безвозмездного пользования.

В этой связи, ТСЖ «Дружба» письмом от 25.10.2013 № 47 обратилось в КУГИ Выборгского района с просьбой представить расчет арендной платы за нежилые помещения и условия заключения договора аренды.

В ответе КУГИ Выборгского района от 05.12.2013 № 7894 на данное обращение ТСЖ «Дружба» указано, что рассмотреть обращение ТСЖ о предоставлении помещения в аренду не представляется возможным, в связи с рассмотрением обращения ООО «Коммунальные сети» (от 26.09.2013 № 8176 ) об оказании государственной помощи (преференции) в форме предоставления в аренду части нежилого помещения 4Н (ч.п.3-11, 25, 27-29) и МОП, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Художников, д.15, корпус 1, литера А, площадью 277,9 кв.м в целях поддержки малого и среднего предпринимательства в соответствии с п.13 статьи 19 Закона о защите конкуренции для оказания услуг по управлению МКД.

Такими образом, на момент поступления в КУГИ обращения ООО «Коммунальные сети» о предоставлении нежилого помещения в аренду в форме государственной преференции, в КУГИ имелись заявления  ТСЖ «Дружба» и ИП Леонова А.А. о предоставлении права пользования/владения на это же помещение.

По пояснениям, данным в ходе рассмотрения дела, спорное нежилое помещение 4Н, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, пр. Художников, д.15, корпус 1, литера А,  включает в себя несколько помещений, изолированных друг от друга, которые могли бы использоваться разными организациями по отдельным договорам. Однако регистрация указанного нежилого помещения как единого объекта недвижимости (кадастровый № 78:36:0005531:5094) препятствует распоряжению отдельными помещениями, входящими в него.

 

Оценив обстоятельства дела на соответствие требованиями антимонопольного законодательства, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам.

Статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на акты и действия (бездействие) в том числе органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Рассматриваемые нежилые помещения востребованы разными организациями для осуществления деятельности, в том числе по управлению МКД (ТСЖ «Дружба» и ООО «Коммунальные сети»). Не выявлены законодательные акты, которые разрешали бы (предписывали) органам власти действовать с нарушением принципа равенства справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления объекта

В ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции указано, что заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, кроме случаев, указанных в данной статье, в т.ч. в пунктах 4 и 9.

Так, в силу п.4 ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции без проведения торгов государственное имущество может быть предоставлено некоммерческим организациям, созданным в форме товариществ собственников жилья, к которым относится ТСЖ «Дружба», а в силу п.9 ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции -  в порядке, установленном главой 5 настоящего Федерального закона, т.е в порядке предоставления государственной преференции под цели, указанные в ст.19 названного закона, в том числе в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, к которым относятся ООО «Коммунальные сети» и ИП Леонов А.А.

Порядок предоставления муниципальной преференции закреплен в ст. 20 Закона о защите конкуренции. В силу ч. 1 ст. 20 Закона о защите конкуренции орган государственной власти субъекта РФ, имеющий намерение предоставить государственную преференцию, подаёт в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом.

Таким образом, получение согласия антимонопольного органа для предоставления государственной преференции является обязательным. Предоставление государственной преференции может быть согласовано при соответствии ее целям, указанным в ч. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции, и при условии, если ее предоставление не повлечет устранение или недопущение конкуренции.

 

На момент рассмотрения дела №К03-152/13 решение КУГИ о предоставлении нежилого помещения не принято, соответствующее распоряжение КУГИ о предоставлении в аренду (на ином праве) помещения не издавалось, договор, предусматривающий переход прав владения и (или) пользования  в отношении указанного помещения, не заключен.

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России отмечает, что 11.03.2014 в Санкт-Петербургское УФАС России поступило заявление КУГИ о даче согласия на предоставление государственной преференции ООО «Коммунальные сети». При рассмотрении указанного заявления будут учтены материалы настоящего дела.

 

На основании изложенного, из анализа имеющихся в материалах настоящего дела №К03-152/13 документов, не усматривается нарушение Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга запретов, установленных антимонопольным законодательством.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции»

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить рассмотрение дела № К03-152/14 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях Комитета по управлению городским имуществом.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                             Д.В. Васильев

 

Члены Комиссии                                                                          Е.И. Асташенкова

 

                                                                                              Е.Ю.Квакина

           

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке  в течение трех месяцев со  дня его принятия.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

26.03.2014                 03/5139

 

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № К03-152/13

 

                                                                                      Санкт-Петербург

Резолютивная часть решения оглашена 13 марта 2014

В полном объеме решение изготовлено 26 марта 2014

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Комиссия УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, созданная приказом Санкт-Петербургского УФАС России от 11.12.2013 № 493-ОВ с изменениями, внесенными приказом от 12.03.2014 № 81, в составе

Председатель Комиссии:

Васильев Д.В.      – временно исполняющий обязанности руководителя управления,

Члены Комиссии:

Асташенкова Е.И.         – начальник  отдела контроля органов власти,

Квакина Е.Ю.     - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти

рассмотрев дело № К03-152/13 по признакам нарушения Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ТСЖ «Дружба» путем отказа в предоставлении ТСЖ «Дружба» нежилого помещения 4-Н, расположенного по адрес: Санкт-Петербург, пр. Художников, д.15, кор.1 для осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Санкт-Петербургское УФАС России поступило заявление  товарищества собственников жилья «Дружба» (далее – ТСЖ «Дружба», заявитель) (вх №18136 от 17.09.2013) на действия Комитета по управлению городским имуществом (далее - КУГИ) по отказу от предоставления на условиях договора безвозмездного пользования нежилых помещений по адресу: Санкт-Петербург, пр. Художников, д.15, кор.1, помещение 4Н, общей площадью 298,4 кв.м (далее – нежилое помещение).

В заявлении указано, что ТСЖ «Дружба» образовано 31.01.2006 Решением общего собрания собственников помещений жилых домов по адресу: Санкт-Петербург, пр. Художников, д.15, корпуса 1, 2, 3 (далее – МКД). Согласно Устава (новая редакция от 25.03.2013), ТСЖ «Дружба» является некоммерческой организацией, созданной и действующей в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ, других законодательных и иных нормативных актов (п.3.2. Устава). ТСЖ «Дружба» вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, предусмотренную законодательством, лишь для достижения уставных целей, ради которых оно создано. Целями и предметом деятельности ТСЖ «Дружба» являются в т.ч. управление общим имуществом в МКД, обеспечение технического и санитарного содержания МКД, предоставление коммунальных услуг (раздел 2 Устава).

Таким образом, ТСЖ «Дружба» считает, что нежилое помещение необходимо ему для осуществления уставной деятельности по управлению МКД. Отказ в представлении помещения, по мнению заявителя, нарушает права и законные интересы ТСЖ «Дружба». К заявлению приложена переписка ТСЖ «Дружба» с КУГИ по вопросу предоставления нежилого помещения, согласно которой КУГИ рассматривается вопрос о передаче указанного помещения иной организации – ООО «Коммунальные сети», что, по мнению заявителя, создает этой организации преимущественные условия деятельности на рынке услуг по управлению МКД.

Кроме того в Санкт-Петербургское УФАС России поступило заявление ИП Леонова А.А., который 12.09.2013 года обратился в КУГИ Выборгского района с просьбой о предоставлении в аренду этих же нежилых помещений и письмом от 07.10.2013 № 6539 получил ответ о том, что КУГИ Выборгского района в настоящее время ведется работа по предоставлению данного помещения в рамках государственной помощи (преференции) ООО «Коммунальные сети» в связи с чем предоставить помещение иному лицу невозможно. Данные сведения Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России учитывает при рассмотрении дела №К03-152/13.

 

КУГИ с доводами заявления не согласился, представил письменный отзыв на заявление и документы, подтверждающие изложенную КУГИ позицию, согласно которой нежилое помещение по адресу: Санкт-Петербург, пр. Художников, д. 15, к. 1, литера А является собственностью казны и включено в реестр собственности Санкт-Петербурга. На сновании ст.209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

 

Рассмотрев материалы дела №К03-152/13, представленные документы и сведения, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России установила.

Согласно Положению о Комитете по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, утвержденному постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004 № 1589 КУГИ является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга (п.1.1.), проводит государственную политику в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Санкт-Петербурга (п.1.2).

Управлением недвижимого имущества Выборгского района (далее – КУГИ Выборгского района) был заключен договор безвозмездного пользования от 10.11.2005 № 02-Б004621 частью нежилого помещения 4-Н (к.3-11,25, 27-29) МОП 4-Н (к.1,2,12,16,18,19) площадью 298,4 кв.м с Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением «Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга». Указанный договор расторгнут 08.04.2013 на основании соглашения о прекращении действия договора безвозмездного пользования.

ТСЖ «Дружба» письмом от 09.06.2012 № 26 обратилось в КУГИ Выборгского района с заявлением о передаче в соответствии с п.4 ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции в безвозмездное пользование для нужд ТСЖ нежилого помещения, ранее находящегося в безвозмездном пользовании ГУ «ЖА Выборгского района».

В ответ, письмом от 06.12.2012 № 5151 КУГИ Выборгского района сообщило, что для рассмотрения на заседании комиссии по распоряжению объектами недвижимости вопроса предоставления в безвозмездное пользование нежилого помещения, изготовлен кадастровый паспорт на указанный объект, а также направлен запрос в Комитет финансов о согласовании вышеуказанной передачи.

ТСЖ «Дружба» письмом от 20.06.2013 № 24 обратилось в адрес губернатора Санкт-Петербурга с просьбой о принятии решения о предоставлении ТСЖ «Дружба» нежилого помещения в безвозмездное пользование. В ответ, КУГИ Выборгского района письмом от 26.07.2013 № 4497 предложило ТСЖ «Дружба» заключить в соответствии с п.4 ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции договор аренды на испрашиваемые нежилые помещения с коэффициентом арендной платы равным 1, без применения льгот по арендной плате, поскольку п.4 ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции не установлена обязанность заключать с товариществами собственников жилья исключительно договоры безвозмездного пользования.

В этой связи, ТСЖ «Дружба» письмом от 25.10.2013 № 47 обратилось в КУГИ Выборгского района с просьбой представить расчет арендной платы за нежилые помещения и условия заключения договора аренды.

В ответе КУГИ Выборгского района от 05.12.2013 № 7894 на данное обращение ТСЖ «Дружба» указано, что рассмотреть обращение ТСЖ о предоставлении помещения в аренду не представляется возможным, в связи с рассмотрением обращения ООО «Коммунальные сети» (от 26.09.2013 № 8176 ) об оказании государственной помощи (преференции) в форме предоставления в аренду части нежилого помещения 4Н (ч.п.3-11, 25, 27-29) и МОП, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Художников, д.15, корпус 1, литера А, площадью 277,9 кв.м в целях поддержки малого и среднего предпринимательства в соответствии с п.13 статьи 19 Закона о защите конкуренции для оказания услуг по управлению МКД.

Такими образом, на момент поступления в КУГИ обращения ООО «Коммунальные сети» о предоставлении нежилого помещения в аренду в форме государственной преференции, в КУГИ имелись заявления  ТСЖ «Дружба» и ИП Леонова А.А. о предоставлении права пользования/владения на это же помещение.

По пояснениям, данным в ходе рассмотрения дела, спорное нежилое помещение 4Н, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, пр. Художников, д.15, корпус 1, литера А,  включает в себя несколько помещений, изолированных друг от друга, которые могли бы использоваться разными организациями по отдельным договорам. Однако регистрация указанного нежилого помещения как единого объекта недвижимости (кадастровый № 78:36:0005531:5094) препятствует распоряжению отдельными помещениями, входящими в него.

 

Оценив обстоятельства дела на соответствие требованиями антимонопольного законодательства, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам.

Статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на акты и действия (бездействие) в том числе органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Рассматриваемые нежилые помещения востребованы разными организациями для осуществления деятельности, в том числе по управлению МКД (ТСЖ «Дружба» и ООО «Коммунальные сети»). Не выявлены законодательные акты, которые разрешали бы (предписывали) органам власти действовать с нарушением принципа равенства справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления объекта

В ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции указано, что заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, кроме случаев, указанных в данной статье, в т.ч. в пунктах 4 и 9.

Так, в силу п.4 ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции без проведения торгов государственное имущество может быть предоставлено некоммерческим организациям, созданным в форме товариществ собственников жилья, к которым относится ТСЖ «Дружба», а в силу п.9 ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции -  в порядке, установленном главой 5 настоящего Федерального закона, т.е в порядке предоставления государственной преференции под цели, указанные в ст.19 названного закона, в том числе в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, к которым относятся ООО «Коммунальные сети» и ИП Леонов А.А.

Порядок предоставления муниципальной преференции закреплен в ст. 20 Закона о защите конкуренции. В силу ч. 1 ст. 20 Закона о защите конкуренции орган государственной власти субъекта РФ, имеющий намерение предоставить государственную преференцию, подаёт в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом.

Таким образом, получение согласия антимонопольного органа для предоставления государственной преференции является обязательным. Предоставление государственной преференции может быть согласовано при соответствии ее целям, указанным в ч. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции, и при условии, если ее предоставление не повлечет устранение или недопущение конкуренции.

 

На момент рассмотрения дела №К03-152/13 решение КУГИ о предоставлении нежилого помещения не принято, соответствующее распоряжение КУГИ о предоставлении в аренду (на ином праве) помещения не издавалось, договор, предусматривающий переход прав владения и (или) пользования  в отношении указанного помещения, не заключен.

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России отмечает, что 11.03.2014 в Санкт-Петербургское УФАС России поступило заявление КУГИ о даче согласия на предоставление государственной преференции ООО «Коммунальные сети». При рассмотрении указанного заявления будут учтены материалы настоящего дела.

 

На основании изложенного, из анализа имеющихся в материалах настоящего дела №К03-152/13 документов, не усматривается нарушение Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга запретов, установленных антимонопольным законодательством.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции»

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить рассмотрение дела № К03-152/14 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях Комитета по управлению городским имуществом.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                             Д.В. Васильев

 

Члены Комиссии                                                                          Е.И. Асташенкова

 

                                                                                              Е.Ю.Квакина

           

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке  в течение трех месяцев со  дня его принятия.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => К03-152/13 [format] => [safe_value] => К03-152/13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-26 13:31:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-26 13:31:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1401715927 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Санкт-Петербургское УФАС России )