Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Ленэнерго»

Номер дела: К12-73/14
Дата публикации: 18 августа 2014, 17:04

18.08.2014  № 05/18457

 

РЕШЕНИЕ

по делу № К12-73/14

 

«07» августа 2014 г.                                                                             г. Санкт-Петербург

 

Резолютивная часть решения оглашена 07 августа 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 18 августа 2014 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

Яковлев П.В.

-

заместитель руководителя управления, Председатель Комиссии;

Мультановская В.В.

-

начальник отдела контроля естественных монополий, член Комиссии;

Ивашова Е.В.

-

главный специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, член Комиссии;

 

рассмотрев дело № К12-73/14 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Ленэнерго» (далее – ОАО «Ленэнерго») (местонахождение: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции; ИНН 7803002209) статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по расширению просек ВЛ в филиале ОАО «Ленэнерго» «ВЭС» (СМР, вторая очередь) (далее – открытый конкурс),

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в соответствии с частями 16, 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) была рассмотрена жалоба ООО «ТК Вэлдон» от 27.05.2014 № 27/05-14-1 (вх. № 12001 от 04.06.2014) на действия ОАО «Ленэнерго» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ: «Расширение просек ВЛ в филиале ОАО «Ленэнерго» «ВЭС» (СМР, вторая очередь) (140363) (извещение 31401009661) (далее – Открытый конкурс).

Рассмотрев материалы по делу  №Т12-248/14, Комиссия установила, что   при выборе победителей Открытого конкурса ОАО «Ленэнерго»
руководствовалось действующим законодательством, Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Ленэнерго», утвержденное решением Совета Директоров ОАО «Ленэнерго» от 19.06.2013 (Протокол заседания Совета директоров от 20.06.2013г., №36) (далее – Положение) и требованиями, установленными Документацией Открытого конкурса, и признала жалобу ООО «ТК Вэлдон» от 27.05.2014 № 27/05-14-1 (вх. № 12001 от 04.06.2014) на действия ОАО «Ленэнерго» при проведении Открытого конкурса не обоснованной.

По итогам рассмотрения дела №Т12-248/14 Комиссия пришла к выводу о наличии признаков нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившихся во включении пунктом 4.9.3.1.2 Документации  Открытого конкурса критерия оценки квалификации Участника конкурса, включающего, в том числе, оценку Участника по исполнению договоров, ранее заключенных между Участником закупки и Заказчиком.

 

2. ОАО «Ленэнерго» представило следующие пояснения по существу рассматриваемых обстоятельств (письмо от 31.07.2014 № ЛЭ/06-06/874 (вх. № 17544 от 01.08.2014).

При проведении открытого конкурса без предварительного квалификационного отбора на право заключения договора на выполнение работ «Расширение просек ВЛ в филиале ОАО «Ленэнерго» «ВЭС» (СМР, вторая очередь) ОАО «Ленэнерго», в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), руководствовалось Положением ОАО «Ленэнерго».

В соответствии с разделом 3 Приложения №4 Положения «Типовые требования к Участникам закупок, включаемые в документации о закупке, критерии и методики оценки заявок Участников закупок», требования и критерии утверждаются закупочной комиссией в документации о закупке по каждой закупке. В данном Приложении №4 так же указано, что соответствие заявки установленным отборочным критериям рассматривается членами закупочной комиссии и экспертами в том числе по категории: «Квалификация (опыт выполнения аналогичных договоров, надежность и деловая репутация, кадровые и материально-технические ресурсы)».

На основании вышесказанного в п. 4.9.3 Закупочной документации Открытого Конкурса, был установлен, в том числе, критерий оценки конкурсных заявок: «Оценка квалификации Участника конкурса (общий и специальный опыт работы (не менее одного завершенного проекта аналогичного типа), исполнение договоров, раннее заключенных между Участником закупки и Заказчиком, кадровые ресурсы и материально-технические ресурсы (в том числе наличие производственной базы на территории г. Санкт-Петербурга и Ленинградской обл.) (значимость данного «неценового» критерия, т.е. весовой коэффициент оценок по данному критерию, составляет 20%)».

В соответствие с пп. г) п. 8.1.9.12. Положения при проведении закупочных процедур могут быть установлены «иные разумные критерии». Указанная составляющая критерия « .... наличие положительных договорных отношений с ОАО «Ленэнерго»», учитывалась, исходя из условия определенного названным подпунктом.

ОАО «Ленэнерго», имея историю договорных отношений ранее заключенных именно с ОАО «Ленэнерго», получает возможность детально определить степень положительного опыта участника (ов) закупки, а именно: наличие рекламаций и претензий в ходе исполнения аналогичных обязательств, владение участником информацией о трассах прохождения ВЛ, знания участником требований при выполнении работ на землях лесного фонда Ленинградской области и при приемке выполненных работ, обученность и осведомленность персонала участника в вопросах соблюдения требований охраны труда; знание участником порядка подготовки ОАО «Ленэнерго» к прохождению осенне-зимнему периода, который соблюдается в Обществе в целях соблюдения графика выполнения работ до наступления осенне-зимнего периода; знание требований органов лесного хозяйства Ленинградской области, что необходимо для обеспечения надежного электроснабжения потребителей Ленинградской области, в том числе, социально-значимых объектов. Оценка участников, не имеющих опыта работы с ОАО «Ленэнерго», производилась на основании информации, представленной в составе заявок таких участников, в том числе оценивалось наличие опыта выполнения аналогичных работ у иных Заказчиков.

Кроме того, Конкурс в соответствии с п. 4.9.2. и п. 4.9.3. Закупочной документации включал в себя две стадии: Отборочную и Оценочную.

При Отборочной стадии, после вскрытия конвертов, заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям, установленным в п. 4.5.1 Закупочной документации. При несоответствии установленным требованиям заявка отклонялась. Требования о наличии у участника исполненных договоров, раннее заключенных между участником закупки и заказчиком, отсутствовало.

Неотклоненная заявка участника Открытого конкурса, рассматривалась на следующей Оценочной стадии, наравне с иными заявками, т.е. происходило соперничество хозяйствующих субъектов, а значит конкурентная среда была соблюдена.

 

          3. Рассмотрев представленную информацию по делу № К12-73/14, Комиссия отмечает следующее.

Cтатья 17 Закона о защите конкуренции устанавливает требования к торгам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, состоит из Закона о защите конкуренции, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 Закона о защите конкуренции.

Исходя из пункта 4 статьи 447 Гражданского Кодекса РФ, под торгами подразумеваются такие формы состязания сторон как аукцион и конкурс.

Согласно содержанию Конкурсной документации для проведения Открытого конкурса в п. 4.9.3.1.2 включен критерий, в том числе, о наличии исполнения договоров, ранее заключенных между Участником закупки и Заказчиком (в данном случае ОАО «Ленэнерго»).

Включение данного подкритерия в качестве одного из критериев оценки Участников открытого конкурса ограничивает число потенциально возможных участников, желающих принять участие в конкурсе. Таким образом, организации, которые когда-либо оказывали вышеуказанные услуги ОАО «Ленэнерго», имеют возможность получить оценку выше, чем Участники, оказывающие аналогичные виды работ другим организациям.

Согласно пояснениям представителя ОАО «Ленэнерго» в ходе рассмотрения Комиссией дела № К12-73/14, данный подкритерий – о наличии ранее договорных отношений с ОАО «Ленэнерго», использовался для оценки Участников и при проведении других закупок ОАО «Ленэнерго».

Таким образом, действия ОАО «Ленэнерго», выразившиеся во включении в Документацию Открытого конкурса  подкритерия оценки квалификации Участника конкурса по наличию исполненных договоров, ранее заключенных между Участником закупки и ОАО «Ленэнерго», могли привести к ограничению конкуренции, в том числе ограничению числа участников.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.

Установление данного подкритерия при процедуре сопоставления заявок может привести к нарушению установленных в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках общих принципов закупки в части отсутствия дискриминации по отношению к участникам закупки.

Таким образом, в действиях ОАО «Ленэнерго» при включении в документацию открытого конкурса критерия оценки квалификации Участника по исполнению договоров, ранее заключенных между Участником закупки и Заказчиком, усматриваются признаки нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать наличие нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ОАО «Ленэнерго», выразившихся во включении в документацию Открытого конкурса критерия оценки квалификации Участника конкурса, включающего исполнение договоров, ранее заключенных между Участником закупки и Заказчиком (ОАО «Ленэнерго»).

2. В связи с тем, что по итогам Открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по расширению просек ВЛ в филиале ОАО «Ленэнерго» «ВЭС» (СМР, вторая очередь) договора заключены, предписания не выдавать.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                П.В. Яковлев

 

Члены Комиссии                                                                                В.В. Мультановская

 

                                 В.А. Орлова

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 8779 [uid] => 5 [title] => Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Ленэнерго» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8779 [type] => solution [language] => ru [created] => 1409058321 [changed] => 1409058321 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1409058321 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

18.08.2014  № 05/18457

 

РЕШЕНИЕ

по делу № К12-73/14

 

«07» августа 2014 г.                                                                             г. Санкт-Петербург

 

Резолютивная часть решения оглашена 07 августа 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 18 августа 2014 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

Яковлев П.В.

-

заместитель руководителя управления, Председатель Комиссии;

Мультановская В.В.

-

начальник отдела контроля естественных монополий, член Комиссии;

Ивашова Е.В.

-

главный специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, член Комиссии;

 

рассмотрев дело № К12-73/14 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Ленэнерго» (далее – ОАО «Ленэнерго») (местонахождение: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции; ИНН 7803002209) статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по расширению просек ВЛ в филиале ОАО «Ленэнерго» «ВЭС» (СМР, вторая очередь) (далее – открытый конкурс),

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в соответствии с частями 16, 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) была рассмотрена жалоба ООО «ТК Вэлдон» от 27.05.2014 № 27/05-14-1 (вх. № 12001 от 04.06.2014) на действия ОАО «Ленэнерго» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ: «Расширение просек ВЛ в филиале ОАО «Ленэнерго» «ВЭС» (СМР, вторая очередь) (140363) (извещение 31401009661) (далее – Открытый конкурс).

Рассмотрев материалы по делу  №Т12-248/14, Комиссия установила, что   при выборе победителей Открытого конкурса ОАО «Ленэнерго»
руководствовалось действующим законодательством, Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Ленэнерго», утвержденное решением Совета Директоров ОАО «Ленэнерго» от 19.06.2013 (Протокол заседания Совета директоров от 20.06.2013г., №36) (далее – Положение) и требованиями, установленными Документацией Открытого конкурса, и признала жалобу ООО «ТК Вэлдон» от 27.05.2014 № 27/05-14-1 (вх. № 12001 от 04.06.2014) на действия ОАО «Ленэнерго» при проведении Открытого конкурса не обоснованной.

По итогам рассмотрения дела №Т12-248/14 Комиссия пришла к выводу о наличии признаков нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившихся во включении пунктом 4.9.3.1.2 Документации  Открытого конкурса критерия оценки квалификации Участника конкурса, включающего, в том числе, оценку Участника по исполнению договоров, ранее заключенных между Участником закупки и Заказчиком.

 

2. ОАО «Ленэнерго» представило следующие пояснения по существу рассматриваемых обстоятельств (письмо от 31.07.2014 № ЛЭ/06-06/874 (вх. № 17544 от 01.08.2014).

При проведении открытого конкурса без предварительного квалификационного отбора на право заключения договора на выполнение работ «Расширение просек ВЛ в филиале ОАО «Ленэнерго» «ВЭС» (СМР, вторая очередь) ОАО «Ленэнерго», в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), руководствовалось Положением ОАО «Ленэнерго».

В соответствии с разделом 3 Приложения №4 Положения «Типовые требования к Участникам закупок, включаемые в документации о закупке, критерии и методики оценки заявок Участников закупок», требования и критерии утверждаются закупочной комиссией в документации о закупке по каждой закупке. В данном Приложении №4 так же указано, что соответствие заявки установленным отборочным критериям рассматривается членами закупочной комиссии и экспертами в том числе по категории: «Квалификация (опыт выполнения аналогичных договоров, надежность и деловая репутация, кадровые и материально-технические ресурсы)».

На основании вышесказанного в п. 4.9.3 Закупочной документации Открытого Конкурса, был установлен, в том числе, критерий оценки конкурсных заявок: «Оценка квалификации Участника конкурса (общий и специальный опыт работы (не менее одного завершенного проекта аналогичного типа), исполнение договоров, раннее заключенных между Участником закупки и Заказчиком, кадровые ресурсы и материально-технические ресурсы (в том числе наличие производственной базы на территории г. Санкт-Петербурга и Ленинградской обл.) (значимость данного «неценового» критерия, т.е. весовой коэффициент оценок по данному критерию, составляет 20%)».

В соответствие с пп. г) п. 8.1.9.12. Положения при проведении закупочных процедур могут быть установлены «иные разумные критерии». Указанная составляющая критерия « .... наличие положительных договорных отношений с ОАО «Ленэнерго»», учитывалась, исходя из условия определенного названным подпунктом.

ОАО «Ленэнерго», имея историю договорных отношений ранее заключенных именно с ОАО «Ленэнерго», получает возможность детально определить степень положительного опыта участника (ов) закупки, а именно: наличие рекламаций и претензий в ходе исполнения аналогичных обязательств, владение участником информацией о трассах прохождения ВЛ, знания участником требований при выполнении работ на землях лесного фонда Ленинградской области и при приемке выполненных работ, обученность и осведомленность персонала участника в вопросах соблюдения требований охраны труда; знание участником порядка подготовки ОАО «Ленэнерго» к прохождению осенне-зимнему периода, который соблюдается в Обществе в целях соблюдения графика выполнения работ до наступления осенне-зимнего периода; знание требований органов лесного хозяйства Ленинградской области, что необходимо для обеспечения надежного электроснабжения потребителей Ленинградской области, в том числе, социально-значимых объектов. Оценка участников, не имеющих опыта работы с ОАО «Ленэнерго», производилась на основании информации, представленной в составе заявок таких участников, в том числе оценивалось наличие опыта выполнения аналогичных работ у иных Заказчиков.

Кроме того, Конкурс в соответствии с п. 4.9.2. и п. 4.9.3. Закупочной документации включал в себя две стадии: Отборочную и Оценочную.

При Отборочной стадии, после вскрытия конвертов, заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям, установленным в п. 4.5.1 Закупочной документации. При несоответствии установленным требованиям заявка отклонялась. Требования о наличии у участника исполненных договоров, раннее заключенных между участником закупки и заказчиком, отсутствовало.

Неотклоненная заявка участника Открытого конкурса, рассматривалась на следующей Оценочной стадии, наравне с иными заявками, т.е. происходило соперничество хозяйствующих субъектов, а значит конкурентная среда была соблюдена.

 

          3. Рассмотрев представленную информацию по делу № К12-73/14, Комиссия отмечает следующее.

Cтатья 17 Закона о защите конкуренции устанавливает требования к торгам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, состоит из Закона о защите конкуренции, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 Закона о защите конкуренции.

Исходя из пункта 4 статьи 447 Гражданского Кодекса РФ, под торгами подразумеваются такие формы состязания сторон как аукцион и конкурс.

Согласно содержанию Конкурсной документации для проведения Открытого конкурса в п. 4.9.3.1.2 включен критерий, в том числе, о наличии исполнения договоров, ранее заключенных между Участником закупки и Заказчиком (в данном случае ОАО «Ленэнерго»).

Включение данного подкритерия в качестве одного из критериев оценки Участников открытого конкурса ограничивает число потенциально возможных участников, желающих принять участие в конкурсе. Таким образом, организации, которые когда-либо оказывали вышеуказанные услуги ОАО «Ленэнерго», имеют возможность получить оценку выше, чем Участники, оказывающие аналогичные виды работ другим организациям.

Согласно пояснениям представителя ОАО «Ленэнерго» в ходе рассмотрения Комиссией дела № К12-73/14, данный подкритерий – о наличии ранее договорных отношений с ОАО «Ленэнерго», использовался для оценки Участников и при проведении других закупок ОАО «Ленэнерго».

Таким образом, действия ОАО «Ленэнерго», выразившиеся во включении в Документацию Открытого конкурса  подкритерия оценки квалификации Участника конкурса по наличию исполненных договоров, ранее заключенных между Участником закупки и ОАО «Ленэнерго», могли привести к ограничению конкуренции, в том числе ограничению числа участников.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.

Установление данного подкритерия при процедуре сопоставления заявок может привести к нарушению установленных в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках общих принципов закупки в части отсутствия дискриминации по отношению к участникам закупки.

Таким образом, в действиях ОАО «Ленэнерго» при включении в документацию открытого конкурса критерия оценки квалификации Участника по исполнению договоров, ранее заключенных между Участником закупки и Заказчиком, усматриваются признаки нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать наличие нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ОАО «Ленэнерго», выразившихся во включении в документацию Открытого конкурса критерия оценки квалификации Участника конкурса, включающего исполнение договоров, ранее заключенных между Участником закупки и Заказчиком (ОАО «Ленэнерго»).

2. В связи с тем, что по итогам Открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по расширению просек ВЛ в филиале ОАО «Ленэнерго» «ВЭС» (СМР, вторая очередь) договора заключены, предписания не выдавать.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                П.В. Яковлев

 

Члены Комиссии                                                                                В.В. Мультановская

 

                                 В.А. Орлова

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

18.08.2014  № 05/18457

 

РЕШЕНИЕ

по делу № К12-73/14

 

«07» августа 2014 г.                                                                             г. Санкт-Петербург

 

Резолютивная часть решения оглашена 07 августа 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 18 августа 2014 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

Яковлев П.В.

-

заместитель руководителя управления, Председатель Комиссии;

Мультановская В.В.

-

начальник отдела контроля естественных монополий, член Комиссии;

Ивашова Е.В.

-

главный специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, член Комиссии;

 

рассмотрев дело № К12-73/14 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Ленэнерго» (далее – ОАО «Ленэнерго») (местонахождение: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции; ИНН 7803002209) статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по расширению просек ВЛ в филиале ОАО «Ленэнерго» «ВЭС» (СМР, вторая очередь) (далее – открытый конкурс),

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в соответствии с частями 16, 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) была рассмотрена жалоба ООО «ТК Вэлдон» от 27.05.2014 № 27/05-14-1 (вх. № 12001 от 04.06.2014) на действия ОАО «Ленэнерго» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ: «Расширение просек ВЛ в филиале ОАО «Ленэнерго» «ВЭС» (СМР, вторая очередь) (140363) (извещение 31401009661) (далее – Открытый конкурс).

Рассмотрев материалы по делу  №Т12-248/14, Комиссия установила, что   при выборе победителей Открытого конкурса ОАО «Ленэнерго»
руководствовалось действующим законодательством, Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Ленэнерго», утвержденное решением Совета Директоров ОАО «Ленэнерго» от 19.06.2013 (Протокол заседания Совета директоров от 20.06.2013г., №36) (далее – Положение) и требованиями, установленными Документацией Открытого конкурса, и признала жалобу ООО «ТК Вэлдон» от 27.05.2014 № 27/05-14-1 (вх. № 12001 от 04.06.2014) на действия ОАО «Ленэнерго» при проведении Открытого конкурса не обоснованной.

По итогам рассмотрения дела №Т12-248/14 Комиссия пришла к выводу о наличии признаков нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившихся во включении пунктом 4.9.3.1.2 Документации  Открытого конкурса критерия оценки квалификации Участника конкурса, включающего, в том числе, оценку Участника по исполнению договоров, ранее заключенных между Участником закупки и Заказчиком.

 

2. ОАО «Ленэнерго» представило следующие пояснения по существу рассматриваемых обстоятельств (письмо от 31.07.2014 № ЛЭ/06-06/874 (вх. № 17544 от 01.08.2014).

При проведении открытого конкурса без предварительного квалификационного отбора на право заключения договора на выполнение работ «Расширение просек ВЛ в филиале ОАО «Ленэнерго» «ВЭС» (СМР, вторая очередь) ОАО «Ленэнерго», в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), руководствовалось Положением ОАО «Ленэнерго».

В соответствии с разделом 3 Приложения №4 Положения «Типовые требования к Участникам закупок, включаемые в документации о закупке, критерии и методики оценки заявок Участников закупок», требования и критерии утверждаются закупочной комиссией в документации о закупке по каждой закупке. В данном Приложении №4 так же указано, что соответствие заявки установленным отборочным критериям рассматривается членами закупочной комиссии и экспертами в том числе по категории: «Квалификация (опыт выполнения аналогичных договоров, надежность и деловая репутация, кадровые и материально-технические ресурсы)».

На основании вышесказанного в п. 4.9.3 Закупочной документации Открытого Конкурса, был установлен, в том числе, критерий оценки конкурсных заявок: «Оценка квалификации Участника конкурса (общий и специальный опыт работы (не менее одного завершенного проекта аналогичного типа), исполнение договоров, раннее заключенных между Участником закупки и Заказчиком, кадровые ресурсы и материально-технические ресурсы (в том числе наличие производственной базы на территории г. Санкт-Петербурга и Ленинградской обл.) (значимость данного «неценового» критерия, т.е. весовой коэффициент оценок по данному критерию, составляет 20%)».

В соответствие с пп. г) п. 8.1.9.12. Положения при проведении закупочных процедур могут быть установлены «иные разумные критерии». Указанная составляющая критерия « .... наличие положительных договорных отношений с ОАО «Ленэнерго»», учитывалась, исходя из условия определенного названным подпунктом.

ОАО «Ленэнерго», имея историю договорных отношений ранее заключенных именно с ОАО «Ленэнерго», получает возможность детально определить степень положительного опыта участника (ов) закупки, а именно: наличие рекламаций и претензий в ходе исполнения аналогичных обязательств, владение участником информацией о трассах прохождения ВЛ, знания участником требований при выполнении работ на землях лесного фонда Ленинградской области и при приемке выполненных работ, обученность и осведомленность персонала участника в вопросах соблюдения требований охраны труда; знание участником порядка подготовки ОАО «Ленэнерго» к прохождению осенне-зимнему периода, который соблюдается в Обществе в целях соблюдения графика выполнения работ до наступления осенне-зимнего периода; знание требований органов лесного хозяйства Ленинградской области, что необходимо для обеспечения надежного электроснабжения потребителей Ленинградской области, в том числе, социально-значимых объектов. Оценка участников, не имеющих опыта работы с ОАО «Ленэнерго», производилась на основании информации, представленной в составе заявок таких участников, в том числе оценивалось наличие опыта выполнения аналогичных работ у иных Заказчиков.

Кроме того, Конкурс в соответствии с п. 4.9.2. и п. 4.9.3. Закупочной документации включал в себя две стадии: Отборочную и Оценочную.

При Отборочной стадии, после вскрытия конвертов, заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям, установленным в п. 4.5.1 Закупочной документации. При несоответствии установленным требованиям заявка отклонялась. Требования о наличии у участника исполненных договоров, раннее заключенных между участником закупки и заказчиком, отсутствовало.

Неотклоненная заявка участника Открытого конкурса, рассматривалась на следующей Оценочной стадии, наравне с иными заявками, т.е. происходило соперничество хозяйствующих субъектов, а значит конкурентная среда была соблюдена.

 

          3. Рассмотрев представленную информацию по делу № К12-73/14, Комиссия отмечает следующее.

Cтатья 17 Закона о защите конкуренции устанавливает требования к торгам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, состоит из Закона о защите конкуренции, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 Закона о защите конкуренции.

Исходя из пункта 4 статьи 447 Гражданского Кодекса РФ, под торгами подразумеваются такие формы состязания сторон как аукцион и конкурс.

Согласно содержанию Конкурсной документации для проведения Открытого конкурса в п. 4.9.3.1.2 включен критерий, в том числе, о наличии исполнения договоров, ранее заключенных между Участником закупки и Заказчиком (в данном случае ОАО «Ленэнерго»).

Включение данного подкритерия в качестве одного из критериев оценки Участников открытого конкурса ограничивает число потенциально возможных участников, желающих принять участие в конкурсе. Таким образом, организации, которые когда-либо оказывали вышеуказанные услуги ОАО «Ленэнерго», имеют возможность получить оценку выше, чем Участники, оказывающие аналогичные виды работ другим организациям.

Согласно пояснениям представителя ОАО «Ленэнерго» в ходе рассмотрения Комиссией дела № К12-73/14, данный подкритерий – о наличии ранее договорных отношений с ОАО «Ленэнерго», использовался для оценки Участников и при проведении других закупок ОАО «Ленэнерго».

Таким образом, действия ОАО «Ленэнерго», выразившиеся во включении в Документацию Открытого конкурса  подкритерия оценки квалификации Участника конкурса по наличию исполненных договоров, ранее заключенных между Участником закупки и ОАО «Ленэнерго», могли привести к ограничению конкуренции, в том числе ограничению числа участников.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.

Установление данного подкритерия при процедуре сопоставления заявок может привести к нарушению установленных в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках общих принципов закупки в части отсутствия дискриминации по отношению к участникам закупки.

Таким образом, в действиях ОАО «Ленэнерго» при включении в документацию открытого конкурса критерия оценки квалификации Участника по исполнению договоров, ранее заключенных между Участником закупки и Заказчиком, усматриваются признаки нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать наличие нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ОАО «Ленэнерго», выразившихся во включении в документацию Открытого конкурса критерия оценки квалификации Участника конкурса, включающего исполнение договоров, ранее заключенных между Участником закупки и Заказчиком (ОАО «Ленэнерго»).

2. В связи с тем, что по итогам Открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по расширению просек ВЛ в филиале ОАО «Ленэнерго» «ВЭС» (СМР, вторая очередь) договора заключены, предписания не выдавать.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                П.В. Яковлев

 

Члены Комиссии                                                                                В.В. Мультановская

 

                                 В.А. Орлова

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => К12-73/14 [format] => [safe_value] => К12-73/14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Электроэнергетика [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-08-18 13:04:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-08-18 13:04:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1409058321 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Санкт-Петербургское УФАС России )